Техника - молодёжи 1993-12, страница 22

Техника - молодёжи 1993-12, страница 22

Анонс

повторное тяжкое преступление). За трусость и неоднократное дезертирство вешали за шею, в особо тяжелых случаях — за ребро. Последний — чрезвычайно мучительный способ казни — был довольно редок. За хулу на государя и командиров, имущественные преступления, жестокость по отношению к мирному населению могли обезглавить, а то и подвергнуть четвертованию — поочередному отрубанию рук, ног и головы.

В отношении офицеров очень широко практиковалось их разжалование (в ряде случаев даже с «шельмованием» и без права выслуги). Хорошо известен случай, когда знаменитый генерал А.И.Репнин после неудачного боя под Головчином был понижен в звании до рядового. Он за

служил прощение лишь личным мужеством в ходе дальнейших сражений и походов. Солдат же «писали в извозчики» (то есть в обоз).

Коллективным наказаниям подвергались полки и роты. «Если найдется, что начальники тому (бегству с поля боя.— Ред.) причиной, то их шельмовать и, преломив над ними чрез палача шпагу, повесить. Если виновные офицеры и рядовые, то первых казнить как сказано, а из последних по жребию десятого, или как поведено будет, также повесить — прочих же наказать шпицрутенами и сверх того без знамен стоять им вне обоза, пока храбрыми деяниями загладят преступление. Кто же докажет свою невиновность, того пощадить». Так гласил Устав.

«от винтовки

ДО ПУЛЕМЕТА»

«В начале XVII века в России появился особый вид оружия, ручные мортирки, стрелявшие 1 — 3-фунтовыми гранатами. Впервые они упомянуты в документах, относящихся к осаде Нарвы в 1704 году: «Изо всех полков пехотных и драгунских гренадеры взяты и шанцы посланы, которым велено непрестанно на бастионы гранаты метать из устроенных к тому новой моды ручных мортиров». У них был весьма необычный ствол, состоявший из «котла», в который помещали гранату, и узкой цилиндрической зарядной каморы. Своеобразным предшественником нынешних гранатометов оснащали бомбардиров, драгун и моряков. Перед выстрелом мортиру упирали прикладом в землю, седло или палубу и наводили на цель, придавая стволу нужный наклон...»

«...Во Франции над боевыми малокали-берками трудился известный оружейный эксперт Поль Терье. В 1971 году он выпустил первый десяток опытных винтовок, которые после испытаний были приняты на вооружение, и через год парашюти-стам-десантникам выдали 5 тыс. новеньких штурмовых винтовок ФА MAC Ф-3, прозванных солдатами «клероном» (трубой), наверно, за внешнее сходство с музыкальным инструментом. Терье выбрал принцип отдачи полусвободного затвора, для дополнительной устойчивости оружия при стрельбе очередями применил складные сошки, в сложенном положении фиксировавшиеся на ствольной коробке. Необычный вид «клерону» придавала длинная и широкая рукоятка для переноски, размещенная вверху почти по всей его длине. На ней находились прицел с мушкой, снизу — рукоятка для перезаряжания. А вот англичане не торопились принимать на вооружение подобное оружие...»

Мы привели отрывки из книги «От винтовки до пулемета», второй в серии «Стрелковое оружие» из «Энциклопедии техники «ТМ». Подобно первой — «Пистолеты и револьверы», она подготовлена на материалах опубликованного в нашем журнале «Оружейного музея», а также других статей. Однако это не простая перепечатка — тексты переработаны, дополнены, введена особая глава, посвященная создателям винтовок, автоматов и пулеметов.

Художник М.В. Петровский выполнил специально для этого издания рисунки по экспонатам, хранящимся в музеях Московского Кремля, Историческом музее, Центральном музее Вооруженных Сил, а нередко — лишь на основании чертежей, помещенных в трудах видных теоретиков оружейного дела. Здесь представлены схематические разрезы винтовок и пулеметов разных систем, расширенные подписи поясняют их конструктивные особенности.

Нелишне добавить, что такая книга, рассчитанная на массового читателя, впервые выходит в нашей стране. Надеемся, второй выпуск «Стрелкового оружия» будет, как и первый, благосклонно принят любителями истории военного дела.

19