Техника - молодёжи 1994-06, страница 31

Техника - молодёжи 1994-06, страница 31

щите населения на головы которого падут радиоактивные ыбросы двигателя'

В принципе разработчики поднимали этот вопрос и намечали некоторые конструктивные решения для уменьшения количества этих выбросов. Но Курчатов категорически заявил:

— Ни грамма радиоактивных веществ в атмосферу'

Он был непреклонен. Не поддержал предложение о создании опытного образца и проведении испытаний в атмосфере Рассуждал так: «Представьте себе, что конструкция двигателя будет удачной. И тогда вслед за экспериментальным самолетом полетят другие В мире начнется гонка ядерных моторов А что делает радиация с человеком, я знаю на собственном печальном опыте... Придумайте надежную систему защиты, иначе моя рука не поднимается дать «добро» проекту». На том и порешили. Группа вернулась в Пермь. Работа над атомным авиадвигателем продолжалась. Теперь главным образом искали теоретиче ские и конструктивные решения проблемы нейтрализации вредных отбросов Разраба-ывались специальные замкнутые контуры фильтры. Система эфф ктивной защиты получалась сложной и тяжелой, что сводило на нет все преимущ ства такого двигателя перед обычным. А вскоре, в 1960 году, умер Курчатов. Вдобавок Н.С. Хрущев не поддержал идею развития стратегической авиации, на которую в сущности, и был рассчитан пермскии проект. Работы над атомным реактивным мотором были прекращены, группа расформирована, а увесистые тома отчетов оказались наглухо замурованными в спецархивах.

Так закрылась одна интересная и до недавнего времени совершенно секретная страница в истории отечественной авиа-ционнои техники Рассказал ее учас ник событии Павел Карпович Гонин, начальник отдела пермского АО «Авиадвигатель» По его словам, накопленный опыт «мозгового штурма», поисков неординарных решений пригодился в дальнейшем участникам группы при создании высококлассных самолетных моторов.

Возможно, это был первый в нашей стране крупный инженерный проект, «зарубленный» по соображ ниям экологической безопасности (имея в виду слова Курчатова). Тем не менее он возродился в наши дни!

...В Москве в одном из отделов Российского научного центра Курчатовского института стоит сравнительно небольшой — в полтора человеческих роста и в три обхвата — аппарат: физическая модель ядерного реактивного двигателя. Предполагается, что примерно такой будет на пилотируемом марсианском комплексе.

По мнению одного из разработчиков аппарата, В.А. Павшука: только использование атомной энергии позволит совершить космический перелет продолжительностью 665 суток, побывать в течение месяца на орбите искусственного спутника Марса и вернуться на Землю. Данная установка создаст реактивную тягу для преодоления силы земного притяжения и последующих маневров, а также обеспечит бортовые системы электрической и тепловой энергией.

Преимущества полета «на ядре»: максимальные мощности при минимальных размерах (в сравнении с установками других

типов) наиболее компактное топливо — твердый раствор карбидов урана, ниобия, циркония Наименьшая масса одного модуля: 50 — 70 т (предполагается использо вать связку из 3 — 4 модулей). Общая масса пилотируемого комплекса порядка 1000 т. Его сборка будет производиться на околоземной орбите. Отсюда же он стартует в межпланетный полет. Тем самым исключаются любые вредные экологические влияния на биосферу.

Можно было бы считать создание проекта ядерной энергодвигательнои установки для полета к Марсу достойным завершением давнего начинания молодых энтузиастов из «Авиадвигателя», если бы не одно обстоятельство.

Никто из пермских конструкторов не знает о современных разработках реактивного ядерного двигателя. А создатели мар сианского комплекса не знакомы с проектом пермяков.

Так проявляется одна из уродливых черт «закрытой науки): разобщенность усилий творческих коллективов, если они не сорганизованы «свыше». Хотя, конечно же, накопленный интеллектуальный потенциал повышает общий научно-техническии уровень страны. В этом смысле даже погребенные в архивах и забытые труды косвенно сказываются на квалификации специалистов. Формируется атмосфера благоприятствующая высокому профессионализму, постановке и решению сложнейших проблем.

Пожалуй, совсем не случайно созданный в Перми ПС-90 удовлетворяет не только всем международным техническим нормам но и экологическим, а ведь последние, как известно, теперь очень жесткие.

Чудеса Close-Up

Сид Лоррэйн — известный канадский фокусник в активный пропагандист этого увлекательного искусства. За изобретательность иллюзиониста был в профессиональном мире удостоен титула «Супер-Сид».

Трюк Сида Лоррэина (Канада)

Внешний эффект. Фокусник демонстрирует зри елю шесть карточек, заполненных цифрами, и просит просто указать те из них, на которых тот находит число, равное своему возрасту.

Когда зритель указывает, фокусник тотчас же называ ;т его во раст.

Способ выполнения. Фокусник мысленно складывает числа, располагаю щиеся в правых верхних углах указанных карточек,— сумма и дает значение возраста. Пусть, например, зрителю 14 лет. Это «14» находится на трех карточках, а правые верхние числа на них равняются 2, 4 и 8. Тогда: 2 + 4 + 8 = 14. Внимание: у трюка есть одна особенность — зритель не должен быть старше 60 лет!

Анатолий КАРТАШКИН, вице-президент Московского клуба фокусников

29