Техника - молодёжи 1994-08, страница 28ВРЕМ Владимир ГОРДЕЕВ 'ЗШ>.отя человек, вступив на звездный путь, уже отпечатал свой след на лунной поверхности и отправил в безвозвратное путешествие зонды с посланием иному разуму, все-таки Космос остается для нас неразгаданным и недоступным... И в то же время на Земле, рядом с нами и в каждом из нас, скрываются гораздо более доступные, но окончательно не освоенные миры - Вселенные Разума, Галактики Души, Пульсары Чувств и Космические Бездны Воображения. Именно воображению я обязан тем, что еще с детства любил вглядываться в ржавые подтеки на стенах и потолках, в черно-белую мозаику раздавленных льдинок в осенних лужицах, в причудливые узоры мраморных плит. Все это будоражило восприятие и пробуждало смутные видения, которые как бы одушевляли манящий хаос линий, пятен, цветовых сочетаний, а много лет спустя стало основой творческих поисков, когда из случайного и непредсказуемого вдруг возникают вполне осмысленные образы... Как сказал когда-то Виктор Гюго: "Но хаос надобен, чтоб мир воздвигнуть стройный". POCTPAHCTB путствием и магическим паролем в таинственном и увлекательном путешествии туда, где среди зримых образов, замысловатых метафор и философских обобщений встречаешь время от времени и закодированное послание. На первый взгляд это обычный, ничем особо не примечательный элемент поэтической речи, но если выделить его и добавить графическую Е Л О В Е К чудо - ЧАСТИЦА СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ ЦЕЛОГО, из которого была извлечена. Возникшая стереопара - текст и рисунок - обретает собственный смысл, свой эмоционально-психологический заряд, свое воздействие на человека. Наглядный тому пример - рис. 1. Слова "Вглядись в ту сторону, откуда нахлынуло все то, что есть...", оказавшись рядом с рисунком, символически изображающим никоновский раскол русской православной церкви в XVII веке, тотчас же обнаружили свое пророческое содержание, указывающее на истинные корни бесконечной междусобицы в пределах русских земель, которая не утихает и по сей день. А хрестоматийная фраза - "Нет времени у вдохновенья" - в сочетании с рис. 2 обрела глобальный философский смысл... Когда иллюстрации к стихам Б.Пастернака были готовы и шла прикидка их последовательности в экспозиции, совершенно неожиданно выявилось фантастическое свойство строк, извлеченных из контекста совершенно самосто- тябрьскую революцию 1917 года и с беспощадной откровенностью фиксировавшая в дневнике события тех дней, вдруг обнажает перед нами страдающую в эмиграции душу, когда в молитвах и снах была одна Россия. А Велимир Хлебников (рис.4), бесстрашный творец фантастических словосочетаний и эквилибрист метафор, выпрямляется во весь рост своего гигантского таланта и является к нам со стихами звездного звучания. Такое же чудо происходит и с Максимилианом Волошиным (рис.5): общепризнанный тонкий лирик предстает в виде безудержной лавины огня, сжигающей прошлогоднюю стерню, чтобы освободить путь росткам грядущего урожая! Стремление художника хотя бы частично расшифровать потаенный смысл слова подобными средствами я бы назвал "АРТ-ГРААС" -"искусство графической ассоциации". Такой рисунок, не впадая в откровенную абстракцию и сохраняя реалистические детали, зачастую лишь конденсирует внутреннее состояние души или выявляет метафизическую связь с неве- СТЕРЕОПАРА:ТЕКСТ И РИСУНОКВ результате я пришел к ассоциативной графике. В 1990 году меня попросили сделать несколько иллюстраций на стихи лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака для экспозиции, посвященной его столетию. Строки "Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят" стали как бы пророческим на- ятельных произведений, созданных к тому же в разные годы, складываться в сюжетную мозаику АБСОЛЮТНО ДРУГОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, которого автор никогда не писал. И оно с ослепительной ясностью высвечивает новую грань в творчестве данного поэта! Так, Зинаида Гиппиус (рис. 3), категорически не принявшая Ок- Техника — молодежи 8' 94 домым. Именно этим путем шел П.П.Фатеев, создавая в 20 - 30-е годы цикл графических ассоциаций на темы, навеянные книгой Ф.Ницше "Так говорил Зара-тустра". В русле этого стиля работают и другие, раскрывая перед нами "поэтов звездные миры"... ■
|