Техника - молодёжи 1994-08, страница 47

Техника - молодёжи 1994-08, страница 47

и

сказал Господь Бог Ною:

увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных чистых по семи, мужеского пола и женского, и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь Бог повелел ему. ...И остановился ковчег... на горах Араратских" (Бытие, 7,1-5;8,4).

Библейское предание не дает покоя пытливым исследователям. Некий прямоугольный предмет видели в снегах Арарата русский летчик в 1916 году и американский авиатор, со слов которого в 1960-м был сделан первый рисунок знаменитого судна. Существуют фотографии объекта, известны его размеры. Как сообщила читателям итальянская La Stampa (см. "Известия" за 23 апреля с.г.), уже десятую по счету экспедицию в Армению за-

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

теял инженер Анджело Палего из Пьемонта - неутомимый энтузиаст поисков легендарного транспортного средства.

Вдохновляет история ковчега не только естествоиспытателей, но и людей искусства. Очередное, на сей раз детективное, преломление получила она в картине ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ (Slaughter of the Innocents), США, Shapiro Glickenhaus Entertainment, 1993. 103 мин., (с). Режиссер Джеймс Гликенхаус. В ролях: Скотт Гленн, Джесси Камерон Гликенхаус, Шейла Тузи, Зитто Казани, Дарлен Флюгель.

Количество полицейских триллеров, произведенных в Америке, кажется, давно превысило численность реальных маньяков - как действующих, так и сидящих за решеткой. Наверное, каждый мало-маль-ски заметный садист и кровопийца послужил прототипом по крайней мере нескольких персонажей - исключая тех, истории которых целиком высосаны из пальца (да простится автору столь "гастрономический", сточки зрения упыря, фразеологизм).

Эти фильмы не для слабонервных. В лучших из них не смакуются сцены насилия и анатомические подробности расчлененных тел, но гнетущая атмосфера следствия в условиях особого риска (маньяк подчас непредсказуем)и свойственная нормальной психике брезгливость ко всякого рода патологиям требуют

ВИДЕОСАЛОН

от зрителя известной подготовки. Некоторые из таких лент постраш-нее пресловутых "ужастиков". Там -легко уверить себя, что происходящее на экране - дурная сказка; здесь все слишком правдоподобно.

Разумеется, до определенных жанром пределов.

Реальные герои имеют странное обыкновение не только побеждать, но и проигрывать. Киношные - в самый последний момент успевают выхватить и разрядить в злодея табельный "магнум". В жизни розыском преступников занимаются взрослые дяди и тети. На экране изловить убийцу может не по годам смышленый мальчишка. Впрочем, нам ли, воспитанным на экранизациях повестей Гайдара-деда и фильмах Одесской студии, удивляться подвигам малолеток! "Воспитанием подрастающего поколения" на примерах его же героизма американская "фабрика грез" озабочена не меньше, нежели в былые времена кинопромышленность Союза, вот только вместо Мальчиша-Кибальчиша и "неуловимых мстителей" задействованы в заокеанских приключениях юные самодеятельные пинкертоны, вооруженные не столько передовым мировоззрением, сколько первоста-

он кровавый алтарь своего лжебога и, повинуясь грезам больного воображения, построил в пещере на краю пропасти ковчег. "Обитатели" судна - те, кого изувер замыслил спасти от ожидаемого им потопа, -чучела птиц и животных, разлагающиеся людские трупы. "Я все сделал, что ты просил, что ты говорил мне, - обращается он к повелителю своих кошмаров. - Вся моя семья здесь теперь. Я привел праведников этого поколения. Дичь, скот, жирафы - что тебе еще нужно от меня? Как я могу еще услужить тебе, Господи?.. Я готов. Пошли же дождь".

История маньяка с "ковчегом", конечно, гипербола, но вымысел не столь уж фантастичен. Всамделишные благообразные лжепророки, с их очередными объявлениями конца света и рецептами спасения, куда страшнее зверовидного киношного психа: их жертвы исчисляются тысячами и миллионами.

Но этой метафорой не исчерпывается содержание картины. В эпилоге агент Бродерик и его сын, придя на кладбище, где покоится прах их отца и деда, навещают и могилу невинно казненного, землю для которой купил Стивен, так поясня-

ПРАВЕДНИКИ ЭТОГО ПОКОЛЕНИЯ

тейной техникой.

С помощью домашней "персоналки", включенной через модем в компьютерную сеть страны, школьник Джесси, единственный сын специального агента ФБР Стивена Бродерика, помогает отцу "вычислить" и обезвредить матерого маньяка-изувера, на счету которого зверские убийства и похищения детей. Сам мальчуган тоже попадает в лапы чудовища, но... семейный компьютер не зря снабжен анализатором и синтезатором речи: с ним можно говорить по телефону! Так Бродерик-старший узнает точные координаты места, куда отправился сын, а уж винтовка с оптическим прицелом бьет в руках отца без промаха.

Справедливость, как водится, восторжествовала в финале фильма-триллера. Его же завязка вдвойне мрачна: смертной казни предан обвиненный в убийстве двух девочек свидетель этого преступления -двадцатидвухлетний извращенец-вуайерист Боби Мартэл. Под знаком трагической ошибки торопливого местного правосудия (а шире -людской черствости к судьбе "маленького" человека) лента начинается и заканчивается. А надлежащую экзотику экранному действу придают жуткие сцены сектантской обрядности, на почве которой как раз и свихнулся, вообразив себя новым Ноем, бывший служитель зоопарка Мордекай Бут. В живописных скалах национального парка, на месте заброшенных урановых шахт, воздвиг

ющий свой поступок Джесси: "Он был сиротой, Боби Мартэл. Он вырос в приюте штата. Штата. Штат - это значит ты, я, все. Ему было восемнадцать лет, когда мы выпустили его из приюта - чтобы через четыре года убить его. Такое не должно повторяться".

Вам что-то напомнили эти слова? Не правда ли, почти дословный парафраз популярной не так давно советской песни: "Я, ты, он, она, вместе -целая страна..." Мы бросаемся из одной крайности в другую, прежнюю всепроникающую (и нередко проникновенную) патетику заменила столь же вездесущая ирония. А "бездуховный" и "безыдейный" Голливуд, прекрасно чувствующий нравственные потребности зрителя, не чурается прямых назиданий, и в устах его лучших героев - немногословных, но деятельных борцов за справедливость - моральные сентенции весьма убедительны.

...Второй, мистический план фильма был бы искажен, деформирован в сторону сатанинского, антихристова начала, если бы не заключительный диалог отца и сына на могиле их достойного предка:

Стивен. ...А хорошее живет вечно. Вот почему я так счастлив, что ты стал таким хорошим. Настоящим парнем. И дедушка очень гордится тобой.

Д ж е с с и. Ты думаешь, дедушка правда знает, что я вырос хорошим?

С т и в е н. О да, он знает. ■

Техника — молодежи 8' 94

ЕП