Техника - молодёжи 1994-09, страница 55

Техника - молодёжи 1994-09, страница 55

год. Смешение религиозного начала с языческим произошло, очевидно, в X веке, с приходом на Русь православия. Заговоров чисто языческого плана я не встречала. О том же свидетельствуют некоторые всегда упоминаемые персонажи. С одной стороны: баба, змей на двенадцати огненных хоботах, кит морской, лешой пешовицей, речка-матушка, царица морская... С другой: Архангел Гавриил, Ангел, Иисус Христос Пресвятая Богородица... И еще — троекратные повторь отдельных слов и всего текста. Видится в этом некий компромисс, конформизм, если хотите, дань всем силам, которые способны помочь

Особенно трудновы олнимы для пастуха налагаемые при отпуск запреты по части уважения к лесу, его хозяину и всем лесным силам Они сводя ся выражаясь современным языком к полноги у ненарушению эколо ического равновесия Пастух не должен охотиться, проливать звериную кровь и даже собирать грибы-ягодь В некоторь х районах еще допускается пользование лесными дарами себе на прокорм, но уж никак не на заготовку впрок. Можешь, праада, привести дру а или родственника на урожайную поляну, но сам ниче о не рви. А главное

— не ломай еток.

Зато, как утверждают очевидцы, медведь или волк оказавшись волей случая буквально посреди стада, пастух которого считается с запретами, "не видит животину к проходит лимо овец или коров, как между дер вьев Не о при нарушении запретов. И волк по еже коров, и сами они пропарывают рогами бока друг другу, и на водопое бык соскользнет по крутому берегу, поломает ногу.

Многие собиратели текстов, естественно, задавались вопросом почему столь развиты заговоры, работающие зо зло человеку? Тем более что мы уже знаем, сколь неодинаково восприятие одного и того же разными людьми и сколь неадекватной может быть оценка поведения человека остальными. Можно ли, например, наказать кого-либо на основании жалоб другого? Ведь при тщательном разбирательстве скорее всего выявится совсем иная расстановка сил в вечном споре: Кто виноват?".

И затем: как знаток доходит до внутреннего раз решения поработ ть во зло, то есть самостоятельно или по заказу? Если второй случай можно объяснить корыстью, желанием заработать, то что движет в первом варианте? Это и есть лавная загадка

— черная магия. Видим ли мы здесь просто дурной характер, гнилую натуру, своеобразный вампиризм, садизм у человека достаточно большой арсенал отклонений от нормы), или это буквально работа по разнарядке сил, противопоставивших себя Природе, Богу? Последний вариан с врагом творца кажется удобным, он учит как бы не сопротивляться — еще бы1 такая сила Но и с силами такого масштаба можно и нужно бороться! Об этом говорят все жизнеописания людей, удостоившихся самых высоких по хвал... И ого подхода нет. Как сказал А.П. Чехов "...в жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души".

Попробуем ра обраться Почему например, соседка Серафимы Александровны Красковой была бнаружена i полночь вылезающей из дверног проема недо рое ной бани, да еще с гор ящеи свечой в руках? На возглас удивления тетя Паша отве тила: "Что, уж и посмотреть нельзя' Можно то ко нечно, можно... Но не за полночь! И не в третий же раз дважды Пашу застали там односельчане). Итак трижды посетила — фатальный пов ор

— Ищи после этого по углам да под полом тряпичную "куколку"... Либо воткнутое в дерево железное изделие-

Хорошо, что у Серафимы Александровны не взрывной характер, можно было бы и наказать выползающую н! оленях да больно смешно это на по роге XXI векв! Неинтеллигентно!..

Но добродушная улыбка, смешанная с недоверием к тому, что это вот и есть Оно, приводит иногда к ужасным последствиям. Есть, есть ситуации, в к то рых вся эта древняя "чепуха' (а на самом деле живое и вечное дерево, протянувшее нам ветви от предков) оказывается легко проверяемой.

Сельская учительница Серафима Александровна с раннего детства вроде бы все знала об окружающем ее мире. Дед был настоящим колдуном. Даже сегодня не каждый согласится признаться в таком родстве. Все же такое звание или, если хотите, прозвище обязывает не только к знаниям, как защищать, но и — как наступать. Хорошо, если только для острастки или в шутку!.. Педагогическое училище и временная жизнь в районном центре значительно поколебали ее устоявшиеся представления, почерпнутые в глубинке — родном селе. Застала она деда уже умирающим. Как всегда: трудно умирать колдуну. Мать запретила ей даже слушать деда, не то что перенимать его знания. Смог он только

глазами показать Серафиме на топор и потолок. И она облегчила его участь: забралась на чердак и, осознав недоступность конька крыши, воткнула топор в дерево над кроватью деда. Тут он и отошел

Все же и своими природными необычными данными она обладает, и наследство о деда, переданное ей неназойливо еще в отрочестве, помимо воли, досталось немалое. Судите сами.

Серафима Александровна владеет даром дальновидения. Способна видеть что в данное время дв лается на расстоянии с близкими и знакомыми. Что им подают в гостях, чем радуют, что умышляют против, в каком настроении расстаются. А то и как проходила охота, есть ли добыча, как она досталась, где и какое животное было упущено и почему. Своего сына предупреждает о неделе-двух простоя в охотничьих делах И все соотве ству истинному положению дел.

О таком свойстве — способности к предвидению,

— бытующем в Сибири, читала я у писателя Ивана Елегечева, упоминается оно и в краеведческой литературе о тундре Канинской. А у одного из моих знакомых из этих же мест родственник С. не только сам видел, но и проецировал виденное на потолок, как на экран.

Особенно сильно красковсков видение в тех случаях. когда охотник уже наохотился как бы оконча тельно за свою жизнь. Выполнил сполна свой план пролития крови животных, и поре переменить род деятельности, иначе... обстоятельства г одумают за него.

- Смерть охотника всегда необычна Чаще всего настигает его в пути. Ничего внешне о причине ее не скажешь, и врачи находят, что сердце его не подвело, да и сосуды не лопнули А человек мертв. Умвр мирно, сто» либо сидя, облокотившись о дерево. А то и петлю затянул на шее. Так рассказывают о недавнем случае, произошедшем i 30 км от Каргополя. Гибель охотника Б., столь поразившую многих и, возможно связанную с банальным смущением ума, относят на счет того, будго увидел он в лесу что-то неподходящее для человеческого видения. Вроде... хозяина леса, попавшего в... капкан. Все хотят уст-раивающ и их якобы реальносп Вернее же всего говорил сам Б накануне трагедии: Будто выгоняет меня из лесу.. Безличная форма. С о ной стороны

— расплывчато, а с другой поточнее неких досужих предположений. Может быть, речь идет о лесной энергетике, лесньхзне гетических стр ктурах

Итак, сп циалист по заговорам не только и не просто знаток особых звуков, ритмов, словосочетаний фор ульного характера, поведения, способный вызва ь у других желаемое состояние открыть давно вышедшие за ненадобностью из употребления сенсоры Он всегда предполагает понимание при-чинно-следственн >ix отношении как всеохватывающей системы детерминированных связей, иногда вполне реальных, иногда фантастических. По его мнению, человек, природа и предполагаемые сверхъестественные силы имеют некое общее поле разносторонних взаимодействий. Смысл всей деятельности этого рода — актуализация механизма обратной связи

Реальная Серафима Александровна не только умеет читать "отпуск" стаду, но и может осуществить мечту своей юности: найти пропавшего человека если он еще жив. Конечно, только в сельской местности, если е о увлекли лесные силы, а не городской злодей. Первый раз пришлось ей спасать человека когда она сама еще скептически к такому своему умению относилась. Может, и конец этой истории потому не сложился...

— Из соседнего поселка к нам в глухомань приехали школьники старших классов на уборку картофеля. К концу рабочего дня Саша, перешедший в одиннадцатый класс, сказал: "Пойду-ка я чуть раньше к автобусу, подмету в нем да воды наберу". И пошел, как говорится в народных повествованиях, "будто кто его позвал"..

Когда дети с учителем подошли к автобусу, там было все тщательно подметено, убрано. Но где сам Саша?

Подождали час, другой, поискали до темноты. Не нашли ни сегодня, ни завтра. Не помогли вызванные соответствующие службы. Вообще не нашли.

Миновал месяц Случившееся никому не давало покоя. Серафиме Александровне тоже. Постепенно, как во сне, перед ней стали возникать дедовы приемы, применяемые в таких случаях, пришел на ум и текст. Приемы имели название: надо было "строить ворота". Какое глубокое и романтическое действие: построить ворота к людям! Да, но для этого следует выйти из села за полночь. Поежилась! Все в себе преодолела. И вот трое ворот возведено — все, что надо, трижды по три раза прочитано. Дорога из лесу к людям свободна. Серафима Александровна, не оглядываясь по сторонам, не слушая, о чем шумит лес,

как бы слепая, глухая и немая вернулась домой. К утру забыл сь без сил. Дело сделано.

И правда, утром произошло некое событие. Баба Глаша пошла на ближаишую поляну за какой-то травой. Была она женщиной довольно сварливой, с норовом. Отнюдь не радетельница за общинные де па Подняла она голову о травы — и остолбенела. Прямо к ней из лесу шел пропавший школьник, внешний вид и одежду которого без конца описывали поисковики. Курточка воротником натянута на голову, видать ко лары заели. Несмотря на такую реальную примету живого, что Глаша сразу отметила, она за-крича; дурным голосом: "Свят, свят, свят! Ишь что удумал! Чои то ты мне явился"' Зашумела, ногами затопала, руками, как мельница крыльями, замахала... Он и бросился обратно в лес

Глаша то ли не знала, то ли не хотела знать что к человеку, выходящему к людям после длительных и часто диковинных блужданий по лесу, надо подходить чуть ли не с елейной лаской, дабы любым путем дотронуться до него, даже приобнять, взять крепко за руку и привести в селение. Особенно это касается детей i юдростков.

Знаю я подобный — только благополучный — случай в Западной Сибири. Там пропавший в пору дождей и комарья в одной рубашоночке мальчик Леня У. через две недели после неоднократного обра щения близких к местному священнику дважды выходил к людям. И только во второй раз односельчане сумели крепко обхватить его руками. Этот случай важен рассказом о том, где он побывал за то время и с кем общался. Но, согласимся, что это уже совсем иная ис ория

Сколько подобных пропаж происходит в России за лето? Хорошо, в тех краях, где жил Маугли, климат другой, случается — звери привечают заблудшего... Да и все вспоминается таджикский Маугли, когда мальчика воспитали волки,- совсем не выдуманная недавняя история. А тут... вроде повидавшая многое женщина, а подумала прежде всего о себе, а о живом — как о привидевшемся, привидении.

Творимо о человеком вполне достаточно, чтобы иметь представление о сатанинских делах. Таджикский Маугли сейчас уже не мальчик. Поселенный почему-то в психиатрическую лечебницу, овладевший всеми людскими навыками, а также двумя языками, он до сих пор с рь даниями вспоминает, как на "его стаю были наброшены сети, в которые попала... и его мама Как расстреляли охотники эту старую волчицу, от которой он видел только добро. От которой он научился... состраданию и человеческому выражению горя.

Вот куда может завести ассоциативное мышление: от истории царей-властителей, русских нравов и верований до состояния дел в животном царстве.

Но какая история нам дороже? Какая нужнее? История развития народных представлений о мироздании или история каких-нибудь придворных интриг?

Осознание преимуществ духовных ценностей перед иными особенно остро проявляется в периоды кризиса культуры. Только тогда возникает мысль, что историю, очевидно, в большей мере должнь интересовать любые аспекты развития культурной, духовной мысли и жизни народа, а не перечень хороших" и "полезных" дел нездоровых деспотов.

Что же касается нравов, у Антона Павловича Чехова находим:

"— Наша матушка Расея всему свету га-ла-ва! — запел вдруг диким голосом Кирюха поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и казалось, по степи на тяжелых колесах покатила сама глупость".

Лучше не скажешь.

"Другие говорят про Чертов Нос на озере Онеге, где будто бы вырезаны изображения чертей..."

Техника-молодежи 9'94

53