Техника - молодёжи 1994-10, страница 13

Техника - молодёжи 1994-10, страница 13

КОРОТКИ

Е

всю картину происшествия...

Или вот еще. Самолет совершал рейс по маршруту Ленинград — Воронеж. Только стартовал с полосы аэропорта Пулково и тут же упал в Финский залив. А когда водолазы достали "черный ящик", оказалось, что записей на ленте практически нет — лишь отдельные всплески. И вовсе не потому, что полет только начался. Оказалось, что на магнитофон не подавалось бортовое питание — так, отдельными урывками.

Но почему? Чтобы ответить на этот вопрос, Александр Михайлович и его коллеги полтора месяца изо дня в день ездили в аэропорт Быково, где на аналогичном самолете имитировали разные ситуации, чтобы получить подобные всплески на клеммах бортового питания. И в конце концов докопались-таки до первопричины аварии, выяснили, почему вышел из строя бортовой генератор...

— Или, наконец, такая история. Летали мы тут недавно в Чечню,— рассказывал Горшков.— Вертолет там в горах упал. Приземлились в Грозном, дальше путь — только автотранспортом. Так нас каждые пять километров останавливали боевики с автоматами, вытаскивали из автобуса, обыскивали, угрожали... И вдобавок ко всему предъявляли стандартное для тех мест требование: "Сливай бензин!.." Ну а расследование само по себе было обычным, ничего особенного...

...Такая вот у него работа. Хлопотная, говоря прямо. За тот час, что мы разговаривали, произошло очередное ЧП — на севере, в районе Архангельска, клюнул носом вертолет Ми-8. И заместитель моего собеседника, Олег Геннадьевич Лысенко, тут же собрал свои чемодан — настала его очередь разбираться, что случилось, расшифровывать показания "черного ящика".

Но инои деятельности ни сам Александр Михайлович, ни его коллеги себе не мыслят. Хотя по образованию, квалификации могли бы найти себе другое занятие — поспокойнее и де-нежнее. Но есть тут, видно, такое, чего на другой работе не сыщешь. Быть может, осознание ее важности?.. Ведь не случайно разобрав на части "Союз нерушимый", нынешние суверенные республики оставили, по существу, в неприкосновенности одну его надстройку — Госавианадзор СССР. Теперь, правда, эта организация называется по-другому — Межгосударственная комиссия по надзору за безопасностью воздушных судов. Но работа осталась той же — сделать так, чтобы каждый полет начинался удачным стартом и заканчивался столь же благополучной посадкой. ■

МЕДВЕДЕВ 'ТРАВЯТ'

КИСЛОРОДОМ

Всего за один сеанс опухоль уничтожается лазером

С первых лет изобре ения лазера его пытаются использовать для борьбы со злокачественными заболеваниями. В частности, прямо воздействуя лучом на опухоль. В экспериментах на клетках результат получается отличный. Они разрушаются. Куда сложней обстоит дело, когда приступают к лечению человека. До сих пор не удается уничтожить патологическую ткань избирательно, не повредив здоровую.

Поэтому ученые пытаются атаковать трансформированные клетки не "в лоб", а найти у них "слабые" места. Так в последнее время бурно развивается один из видов фототерапии — динамическая. В ее основе — применение изготовленных из донорской крови соединений, фотосенсибилизаторов (ФС). Они, помимо прочего, обладают свойством накапливаться в раковых клетках в концентрациях намного больших, чем в здоровых. К тому же и задерживаются здесь куда дольше. Через два дня после введения ФС остаются толь-

ванию тромбов. В итоге она лишается питания и гибнет.

Отметим, что с помощью этого метода можно не только лечить рак, но и выявлять его на ранней стадии, когда рентгенодиагностика еще бессильна. Ведь если изменить длину волны излучения так, чтобы оно не поглощалось, а отражалось от ФС, то пораженные клетки буквально засветятся. Кстати, таким образом определяют границы основной опухоли.

За рубежом фотодинамическая терапия применяется уже более 15 лет. По официальным данным, курс прошли более 70 тыс. больных. У нас же ее клиническое использование началось всего два года назад, когда в МИТХТ им.М.В. Ломоносова удалось получить отечественные ФС. В Государственном научном центре лазерной медицины Минздрава РФ метод испытан на 67 пациентах. Положительный результат — у 92%, полное рассасывание — у 50%. Когда же достигав ся эффект?

— Мы беремся за лечение только тех больных, у ко орых толщина опухоли не более 1 см, — говорит доктор медицинских наук Е.Ф.Странадко.— Дело в том, что проницаемость лазерного излучения с глубиной падает и его энергии не хватает ч обы из ФС выделилось необходимое количество атомарного кислорода. То есть у ФС есть порог срабатывания. Принимаем людей с разными видами раковых заболеваний. Прежде всего слизистой полости рта, носа, языка, губы, кожи любой локализации, молочной железы. Помогаем даже, если безуспешной оказалась химиотерапия. Когда процесс сильно запущен,полного выздоровления не гарантируем, но облегчить состояние больного можем. Например, восстановить проходимое ь органов (трахеи, пищевода, прямой кишки и т.д.).

На опухоль направляется луч лаз ера. За счет применения фотосенсибилизаторов больные клетки "отравляются" кислородом и перестают делиться — опухоль рассасывается.

ко в опухоли. Из остальных же тканей вымываются.

Теперь, собственно, и начинается лечение. На опухоль направляют луч лазера, работающего в красном диапазоне спектра. Его мощность столь мала, что кожа даже не ощущает жжения. Зато ФС весьма чувствительны к излучению. Их молекулы распадаются с выделением атомарного кислорода, являющегося ядом для раковых клеток, которые живут в анаэробном ( бескислородном) режиме. Они "отравляются" и перестают делиться — опухоль рассасывается.

Образовавшийся кислород обладает еще одним ценным качеством — вызывает в кровеносных сосудах, пронизывающих опухоль, реакции, которые ведут к образо

Техника-моло;

I е ж и 1 0 ' 9 4

11

Для излечения хватает всего одного сеанса. Причем не надо ложи ься в больницу, вся "операция" занимает не более часа. За 2 — 3 недели пораженная кань полностью рассасывается и замещается здоровой.

Но не следует обольщаться, предупреждает Странадко. Пока идут испытания и метод не утвержден Минздравом. Более того, и за рубежом разрешения на его массовое использование еще нет. Медики страхуются, перепроверяют, прежде чем дать ему "большую" жизнь.

Кроме того, во многих лабораториях ищут такие ФС, которые бы позволили

проникать лучу в ткани на глубину 7--0

см. Тогда возможности терапии намного расширятся. ■