Техника - молодёжи 1994-10, страница 28

Техника - молодёжи 1994-10, страница 28

ПО СЛЕД

AM ЭКСПЕДИЦИЙ

Галеоны, кораблекрушения, золото... Именно в такой последовательности ключевых слов обычно рассматриваются события 1622 года, когда 8 испанских галеонов были отправлены королем Филиппом IV в Вест-Индию и не вернулись обратно.

Но ведь они — не единственные, что нашли свой последний приют на дне морском. И не только золото и драгоценности составляли их груз... Например, вот какие подробности на этот счет сообщил побывавший в одной из экспедиции спецкор журнала "National Geografhic"

Мендель ПЕТЕРСОН.

А публикуем мы его очерк (с незначительными сокращениями) вовсе не случайно. Ведь читатели, которых заинтересует подобного рода деятельность, имеют возможность сами принять в ней участие (см. следующую статью).

"ЖИВОЕ СЕРЕБРО" НА КЛАДБИЩЕ ГАЛЕОНОВ

...На глубине 40 футов я парил над темным шений долгого пути. Ведь некоторые, что- лись, оставили "Гваделупе" и "Толоэу" на

1 глубине 40 футов я парил над остовом испанского галеона, затонувшего два с половинои века назад.

А когда опустился еще ниже, мне в глаза будто брызнули лучики света — среди корабельных обломков мерцали серебряные капли. Я прикоснулся к одной из них. Под давлением она поддалась, затем внезапно разлетелась на дюжину маленьких шариков.

Я обернулся к сопровождавшему меня Трейси Боудэну. Жестом он подтвердил: "Да, капли — остаток партии ртути, некогда перевозимой из Старого Света в Новый". А поскольку на каждом бочонке, в котором содержалась драгоценная жидкость, написано название корабля, можно было еще раз убедиться — перед нами "Конде де Толоза" — гордость Испании, гробница 600 без малого душ.

В июле 1724 года Толоза" отплыла из испанского порта Кадис вместе с судном "Нуэстра сеньора де Гваделупе". Оба корабля направились в Мексику, в Веракрус, с королевской миссией. Они должны были доставить партию ртути, необходимой для очистки серебра и золота, добытого на мексиканских шах ах. Четыреста тонн — такого количества ртути хватило бы, чтобы обеспечить работы на целый год.

Но судам было не суждено добраться до порта назначения... Ураган налетел на галеоны в ночь на 24 августа у входа в бухту Са-мана-Бэи на северном побережье Испаньо-лы (так в то время назывался остров Гаити).

Дон Франциско Барреро де Пелаес — серебряный мастер, то есть старший офицер, ответственный за сохранность ценного металла, был достаточно опытным моряком, чтобы понять: настал час испытаний. Громады волн, срывавшие с места пушки, а потом унесшие и мачты, оставляли мало надежд на спасение. Однако на сей раз путешественникам повезло — корабль выбросило на мель...

— Мы все молили Бога о помощи, — писал дон Франциско впоследствии, — и он не оставил наши молитвы без внимания...

Сам груз — драгоценное "жидкое серебро" — помог спастись "Гваделупе" от полного крушения; 250 т ртути, размещенные в трюме, намного ниже ватерлинии, обеспечили кораблю дополнительную остойчивость. Сев на мель, несмотря на удары волн, он не перевернулся. И когда через двое суток шторм закончился, выяснилось, что 550 человек, из бывших на борту 650 моряков и пассажиров, благополучно добрались до берега.

С "Толоэой дела обстояли гораздо хуже. Отброшенная от "Гваделупе" в самом начале шторма, она попыталась стать на якорь в устье бухты. Однако якорный канат порвался, и ее внесло в бухту, бросая рикошетом от рифа к рифу, пока самый крупный не пропорол днище. Из 600 человек, бывших на борту, уцелели менее 40.

Никто, впрочем, не знает числа потерь точно. Многие из тех, кто достиг берега, умерли от голода и болезней, не перенесли ли-

i долгого пути. Ведь некоторый бы добраться до Санто-Доминго — единственного обетованного места на том побережье, — пришлось пройти пешком около 200 миль.

— Мы опустились до поедания улиток, пальмовых листьев и травы, которые собирали, чтобы поддержать силы, — вспоминал спасшийся-таки дон Франциско.

Получив его обстоятельный доклад, испанцы сделали несколько попыток спасти ценный груз. Однако море не захотело отдать добычу. И в конце концов люди смири-

"Гваделупе" и "Толоэу"i дне, где они и находились два с половиной века, пока не явились водолазы Трейси Боудэна, чтобы исследовать их останки.

Однако добраться до "живого серебра" оказалось не так-то просто и при современной технике.

Поначалу исследователи провели немало времени в архивах, старались определить возможно более точно местонахождение затонувших судов. Единственной более-менее надежной зацепкой оказа-

* f с • a vv^

М/ ^

ff J

Ко*

itf.

$ f far

Техника-молодежи 28 0 ' 9 4