Техника - молодёжи 1994-12, страница 34

Техника - молодёжи 1994-12, страница 34

AM ЭКСПЕДИЦИЙ

ПО СЛЕД

"Во вступлении к статье "Живое серебро" на кладбище галеонов" ("ТМ" № 10 за 1994 г.) вы мимоходом упомянули о 8 испанских кораблях, затонувших в 1622 г. В обширном же комментарии "Сокровища ждут!.." — об идее создания беспрецедентного в нашей стране АО "Золотой галеон", которое займется извлечением покоящихся на дне сокровищ. А в № 11 опубликовали рекламу этого общества. Не могли бы вы подробнее рассказать о судьбе галеонов и заодно упомянутого АО?" — спрашивает Михаил Мунблит из г. Бендеры. Отвечает директор Научно-ис-следовательского центра по изучению Земли и Вселенной А.В.КОЛТЫПИН. Беседу с ним ведет наш спецкор Станислав НИКОЛАЕВ.

— Александр Викторович, давайте попробуем восстановить ход событий с самого начала. Что говорят по этому поводу исторические хроники?

— Капитаны решили сниматься с якоря в новолуние Полагали: если появлению молодого месяца предшествует хорошая погода то она продержится по крайней мере несколько дней. И современная наука доказала, что древние мореплаватели не так уж ошибались. Однако они не могли знать, что именно в тот момент начавшийся ураган уже достиг Кубы...

А потому воскресным утром 4 сентября 1622 г 28 галеонов, "при безоблачном небе и приятном ветре", как отмечено в одном из отчетов того времени, спокойно вышли из порта Кастильо дель Морро в открытое море.

Каждое судно олицетворяло богатство и мощь Испании. Скажем, "Нуэстра сеньора де Аточа" представляла собой плавучую крепость, имевшую 20 бронзовых пушек, 60 мушкетов, большие запасы пороха и ядер. Помимо экипажа, на борту находились 82 солдата под командованием капитана Барталоме де Нодаля. Сама команда состояла из 133 человек, включая 18 канониров. Из своей каюты в ахтер-кастеле (так называлась высокая надстройка на корме парусника) руководил действиями вверенной ему флотилии командор Педро Паскиер де Эспарца.

Остальные 50 человек из находившихся на борту были рабы и прочие лица, "не удостоенные внимания".

— Наверное, вы выделили "Нуэстра сеньор а де Аточа" не случайно?

— Вы правы. Трюмы "Аточи" были забиты сокровищами Вест-Индии.Наряду с медью, индиго и табаком — более 10ОО золотых и серебряных слитков (последние весом около 40 кг каждый) — добыча мексиканских рудников, 255 тысяч золотых и серебряных монет, а также многочисленные украшения и драгоценные камни. Кстати, 20 000 песо из них предназначались наследникам Христофора Колумба — кругленькая сумма, вырученная от продажи папских индульгенций.Здесь же были и деньги королевской казны, полученные за проданных в Картахене черных невольников.

Впрочем, на других кораблях ценностей имелось тоже немало...

— И что же было дальше?

— Главный лоцман направил флотилию во Флоридский пролив, стараясь воспользоваться наиболее мощным потоком Гольфстрима около Флорида-Кис. Но усиливающийся встречный ветер воспрепятствовал этому. К утру понедельника, 5 сентября,моряки ощутили сильную качку — начинался шторм.

Вскоре обстановка ухудшилась, шторм перерос в ураган.Каждый галеон оказался предоставленным своей судьбе. Ветер и волны отсекли 8 несчастных кораблей, включая "Аточу", "Росарио" и "Санта Маргариту". Их

быстро понесло на север...

У некоторых ветер сорвал паруса, сломал мачты, разбил рули, и они превратились в неуправляемые скорлупки. "Как волны перекатываются чередой, так и одна беда следовала

СОКРОВИЩА ТРЕБУЮТ

хлопот,

но приносят дивиденды

за другою" — написано в отчете того времени.

Вскоре разбушевавшаяся стихия вообще поставила путешественников перед скудным выбором — разбиться на рифах или погибнуть среди волн...

Предвидя неминуемое крушение, капитан "Санта Маргариты" Гутиерре де Эспиноса приказал своему адъютанту спрятать часть груза — несколько золотых и серебряных слитков, столовое серебро и котелок с шоко-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2 ' 9 4

ладом — в свой личный сундук. Затем он накрепко обвязал сундук веревкой — так, чтобы не раскрылся и мог держаться на плаву. Остальных людей на борту, похоже, уже мало заботили материальные ценности: встав на колени вокруг священника, они молились о спасении своих душ.

Трагедия между тем разворачивала свой сюжет. С наступлением темноты "Маргарита" потеряла свой фок — главный парус на передней, фок-мачте. Огромные волны, перекатывающиеся по палубе, снесли грот- мачту и штурвал.

На рассвете 6 сентября, во вторник, лоцман сделал в судовом журнале запись об уменьшении глубины — несчастье было близко. Несколько отважных матросов пытались поставить еще один фок, чтобы, лавируя, уйти от опасности, но его снова сорвало. Когда судно проносило между флоридскими рифами, команда отдала становые якоря, но они не удержали корабль. И все-таки "Маргарите" повезло — она налетела на мель и засела в песке.

Когда стало совсем светло, командир находящейся на борту пехоты, капитан Бернан-дино де Луго заметил, как сказано в его рапорте, "в одной лиге к востоку от своего корабля другой галеон под названием "Нуэстра сеньора де Аточа", на котором осталась толь-

32