Техника - молодёжи 1995-01, страница 30ро, дорожных трассах, в районах массовой застройки и т.п. В недалеком будущем, обещают специалисты, их можно будет нетленными "загрузить" в память компьютера — дабы в Виртуальной Реальности возвращаться к тому, что в обычной прекратило свое бренное существование. ...Невольно вспоминается выдвинутая братьями Стругацкими идея КРИ — "коллектора рассеянной информации", который по мельчайшим, практически незаметным деталям визуально реконструирует происходившие некогда в том или ином месте события. Кто знает, не заложен ли нынче первый камень в ее будущий фундамент? Однако оставим лирику — суровая действительность такова. Операция "Наутилион" обошлась (из расчета 1100 — 1200 фр. за один фотостерео-комплект) всего в 200 тыс. фр. (правда, "Наутил" был предоставлен бесплатно). Зато минута фильма, выполненного в синтезированных образах, стоит 150 тыс. фр., а минута ВР-раскопок — порядка 2 млн. ... археология же, понятно, наука бедная. Вся надежда на технический прогресс! В самом деле, те же персональные компьютеры и видеотехника за какие-то 10 лет превратились из предметов роскоши в обычную бытовую аппаратуру. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие BP тоже значительно "демократизируется"... но так зто будет или иначе, мы узнаем лишь в XXI веке. БЕСЦЕННЫЕ КОСТИ ПРЕДКОВ В 1990 г. в США был принят новый федеральный закон — "Акт о защите и возврате захоронений коренных американцев", который обязывает агентства и музеи, получающие государственные субсидии, провести инвентаризацию культурных реликвий местных племен — включая костные останки — и вернуть группам коренного населения, заявившим на них права. К концу 1992-го уже довольно много индейских племен востребовали и получили из музейных фондов почитаемые священными культурные объекты и скелетные материалы, принадлежавшие их предкам; все без исключения кости были перезахоронены. Нет нужды пояснять, что исследователи, опирающиеся в своей работе на музейные коллекции, оценили "Акт" как катастрофический удар по науке — пусть даже и морально оправданный. К счастью, на трех сотрудников Техасского университета в Остине снизошло нечто вроде озарения, долженствующего примирить интересы обеих сторон. Антрополог Джон Каппельман и его команда — археологи Сэмюэл Вилсон и Томас Хестер — выдвинули оригинальную идею, созревшую в процессе поисков технологии анализа нескольких окаменелых суставов, принадлежавших самой ранней из известных ветвей гоминидов, что проживали в Африке более 3 млн. лет назад. "Компромиссом в столь трудноразрешимой политической проблеме должно стать сканирование музейных экспонатов с последующим изготовлением их аутентичных копий. Уважая требования и права племен коренных американцев, мы прекраснейшим образом можем сохранить в компьютере для грядущих поколений все данные о древних костях и предметах материальной культуры", — заявил Каппельман. В марте 1993-го Каппельману удалось убедить три базирующиеся в Остине компании высоких технологий принять участие в дублировании отобранной для возврата части коллекции Техасского университета (60 скелетных образцов, многочисленные гончарные фрагменты и некоторые другие изделия), а также уговорить вождей индейских племен дать дозволение на работу с реликвиями 8000-летней давности. Специализирующиеся на самых передовых компьютерных приложениях компании оказали проекту неоценимую поддержку: Digibotics предоставила ученым свободный доступ к своему новому трехмерному лазерному сканеру (как правило, его используют при проектировании, анимации и тестировании различных промышленных изделий), Scientific Measurement Systems снабдила сканером СТ (компьютерной томографии), а корпорация DTM обеспечила системой Sinterstation 2000 (она управляет лазером, вырезающим из нейлона или поликарбонатов копии объектов по Как производится сканирование? Образец — например, ископаемый череп — помещают на круглую платформу (управляемую компьютерной системой на соседнем столе), которая толчкообразно поворачивается таким образом, что окаменелость регулярно подставляется ощупывающему лазерному лучу со смещением в 1 мм. Когда образец завершит полный круг, луч опускается на 1 мм, и процедура повторяется — так что в итоге ни единая трещинка или выпуклость кости не останется необследованной. Спустя 3 часа в памяти системы будет исчерпывающая информация о трехмерных характеристиках этого объекта! На основании точных обмеров компьютер синтезирует трехмерную модель фрагмента берцовой кости древного гоминида: справа — начальная стадия, слева — конечный результат. данным, хранящимся в компьютерных файлах). К слову, системы DTM применяются не только в промышленности, но также при разработке заказных протезов и искусственных коленных суставов. Суть методики вкратце такова. Лазерный сканер детально считывает форму образца, медленно вращающегося на поворотном столике, а сканер СТ выявляет его внутренние особенности; вся эта информация записывается в память компьютера. Затем исследователи анализируют трехмерные изображения ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 '9 5 изучаемого объекта и отдельных его частей, синтезированные компьютерной системой, и распечатывают подробный иллюстративный материал. Данные о точных анатомических обмерах сохраняют на флоппи- или компакт-дисках для последующего сравнительного изучения; кроме того, на их основе вырезается точная нейлоновая копия образца. Итак, работа закипела! Сам Каппельман рассматривает данный комплексный метод еще и в качестве ценного учебного подспорья: лет через 20, полагает он, любой студент сможет, вызвав из архива, изучить на дисплее давно перезахороненные костные останки и сравнить их с коллекциями всех музеев мира. "Единственная проблема — расходы на оборудование", — печально констатирует принявший участие в томографическом исследовании окамене-лостей антрополог Чарлз Хилдеболт из Университета им. Вашингтона в Сент-Луисе. Конкретная стоимость техасского проекта не сообщается, но ее, в общем, можно оценить косвенным образом. Совсем недавно группа британских ученых во главе с Гордоном Смитом из Центра прогрессивных технологий Вар-викского университета применила аналогичный метод (первоначально разработанный в автомобилестроении и названный "скоростным прототипирова-нием") с целью изготовления искусственных костей для нужд хирургии. Взяв за основу трехмерное компьютерное изображение тазобедренного сустава, они превратили его в пластиковую модель натуральной величины... так вот, этот единственный эксперимент обошелся ни много ни мало в 1000 фунтов ст. Ну а если, кроме простого копирования, еще и поработать с компьютерной моделью по технологии BP... впрочем, об зтом все сказано выше. Но взглянем же и на перспективы. Так называемая репатриация исторических и культурных ценностей является ныне одной из самых щекотливых мировых проблем. К примеру, в 1989 г. аборигены Австралии — благодаря принятому в 1987-м закону, признающему их полноправными собственниками их же наследия, — добились возврата обширного собрания костей своих предков, принадлежавшего зтой стране (часть останков имеет возраст до 15 тыс. лет). И немедленно их перезахоронили! Британские музеи также получают от австралийских аборигенов массу запросов на кости предков, однако в Англии нет закона о репатриации культурного наследия — и по большей части они никак на это не реагируют. "Здешние музеи весьма удалены от народов, чье наследие хранят, каковое обстоятельство укрепляет их нерасположенность обсуждать проблемы возврата экспонатов. Но нашлись и такие, что вступили с просителями в сотрудничество", — замечает Шуйлер Джонс, куратор музея им. Питта Риверса в Оксфорде. Весьма вероятно, что при появлении свободного доступа к компьютерным архивирующим системам — типа предложенной командой Каппельмана — сопротивляющиеся музеи всего мира законодательно утратят права на племенные реликеии. Не исключено также, что далее встанет вопрос и о других "спорных" культурных ценностях... но это тоже, разумеется, проблемы грядущего века. ■ По материалам Science & Vie и Science News 30 |