Техника - молодёжи 1995-02, страница 39АККОМПАНЕМЕНТТО|Д МАХОВЕР- ФАБРИКАНГ ИСКУССТВЕННОЙ МУЗЫКИ С тех пор как оператор синтезатора стал считаться музыкантом, электронщики достигли небывалых высот в изобретении сложнейших инструментов с неограниченными возможностями. Современные клавишные монстры Korg, Roland, Ensoniq и Alesis не только создают невообразимые тембры и звуковые эффекты, но и весьма правдоподобно имитируют звучание скрипки, рояля, английского рожка и т.д. Для инструменталистов-виртуозов, впрочем, последнее не имеет значения: согласитесь, невозможно представить себе Ростроповича, играющего на электронном имитаторе виолончели. Но есть множество дилетантов с деньгами, досугом и (как им кажется) любовью к искусству. Вот для них-то и работает Тод Маховер по прозвищу "компьютерный маг", композитор и по совместительству сотрудник американской лаборатории MIT Media. Около 10 лет этот необычный человек создает "гиперинструменты", внешне и по звучанию напоминающие обычные акустические, но с электронной начинкой. Например, "гипервиолончель" — она напичкана сенсорами, соединенными с персональным компьютером. Последний реагирует на тончайшие нюансы движений смычка и в ответ придает мелодии новые оттенки тембра или даже меняет ритмическую структуру- Недавно Маховер произвел на рынке музыкальной аппаратуры настоящий фурор — сконструировал универсальную компьютеризованную ударно-шумовую установку. Она называется Drum-Boy (дословно "мальчик-барабан") и состоит из трех частей: собственно синтезатора ударных, клавишной приставки с мануалом (клавиатурой) вверху и набором всяких кнопок внизу и, наконец, компьютера Macintosh II, оснащенного системой искусственного интел лекта Hyperlisp (буквально переводится как "сверхлепет"). Ритм и тембр аккомпанемента задаются с помощью мануала: одни клавиши соответствуют типу инструмента (сонорные барабаны из розового дерева, литавры, кон-ги, тарелки и т.п.), другие — стандартным ритмическим рисункам, "джентльменский набор" коих хранится в памяти компьютера. Самый простой для пользователя вариант — задать какой-нибудь ритм, после чего Drum-Boy за короткое время "прогонит" все имеющиеся варианты аранжировки, украшений etc., а новоявленному Ван- Год Маховер и его "гипервиолончель". гелису останется только простым нажатием кнопки выбрать наиболее подходящий. Кнопки под клавиатурой представляют собой пульт управления своеобразной палитрой настроений — Маховер называет это "зависимой трансформацией". Суть ее проста: одна кнопка обозначена "calm" (спокойно), другая — "energetic" (понятно и без перевода), третья "agitated" (взволнованно) и т.д. Допустим, вам нужно сотворить партию ударных для экспрессивного, богатого оттенками настроений опуса. Размер, темп и ритмическая структура последнего вам известны. Что ж, тогда задавайте образец ритма, жмите на "agitated" и поимейте немного терпения. Компьютер "мальчика-барабана" быстро изучит вашу ритмическую заготовку по многим параметрам (тембр, инструментовка, наличие повторов, темп и прочее) и подскажет, как ее изменить, дабы она лучше соответствовала выбранной вами эмоциональной окраске. Запрограммированный Drum-Boy стучит непрерывно, давая потребителю возможность вносить в программу изменения по ходу дела. А когда клиент наигрался, он на жимает на клавишу "stop" и затем с помощью нескольких других клавиш выбирает и записывает наиболее удачные куски сочиненной им "рыбы". В следующий раз творческий процесс может быть продолжен с того момента, где он прервался. Сам изобретатель оценивает свое детище очень высоко: "В вашей комнате как бы поселяется великий музыкант, который постоянно у вас под рукой, и вы учите его играть то, что хотите слышать". Ну, если быть точным, не музыкант широкого профиля, а всего-навсего барабанщик, но когда он ваш собственный и к тому же не нуждается в отдыхе — тоже неплохо. Кстати, насчет широкого профиля. Сейчас группа специалистов лаборатории под руководством Маховера работает над новым грандиозным проектом, в сравнении с которым "стучащий мальчик" — просто детская забава. Будущая электронная система реализует маховеровскую концепцию "seed-generated music" — дословно "музыка, рожденная из истоков". Истоком послужит мелодическая тема, которую пользователь наберет (язык не поворачивается сказать "сыграет") на клавиатуре. Фактически это все, что он должен сделать — после ^ го может откинуться на спинку кресла и ждать. Дальнейшую творческую функцию возьмет на себя компьютер: исследовав предложенную автором идею по нескольким десяткам параметров, он сам сконструирует произведение, соответствующее теме по стилевым, жанровым и эмоциональным характеристикам. И, конечно же, соответствующим образом инструментованное: для симфонического оркестра, струнного квартета, церковного органа с хором, рок-группы, джаза — чего изволите. Короче говоря, вместо того чтобы писать музыку самому, композитор-любитель дает машине указания, чего, собственно, он хочет, и предоставляет ей самостоятельно возиться с черной работой. Мало того: инструмент будет оснащен управляемой системой контроля, которая позволит автору выбрать определенный режим обработки музыкального материала, чтобы довести его до совершенства. Скажем, набрал нужную комбинацию клавиш — и "редактируешь" только мелодию. Другая комбинация — и ты уже Мравин-ский: можешь в нужный момент сделе звучание ансамбля более плавным, или, примеру, скрипок подбавить, усилить духовую секцию, по-иному расставить акценты... Хотя, пожалуй, сравнение с Мравинским неудачно: изобретение рассчитано не на профессионалов — композиторов, дирижеров и аранжировщиков, а на широкую публику. Ведь, согласитесь, настоящему музыканту компьютерная магия ни к чему — он и так волшебник, и волшебство в его руках. Но никто из нас не откажется от шанса ощутить самого себя всемогущим магом. Синтезатор Маховера как раз и даст музыкантам-любителям такой шанс. Изобретатель не стремится сделать каждого Рахманиновым или оснастить Вэйкмана, Волленвей-дера и Олдфилда новейшими техническими средствами, а лишь хочет обучить нас всех нескольким не слишком сложным фокусам — не более того! P.S. К будущему "гиперинструменту" проявил большой интерес директор лаборатории MIT Media Оливер Стоун. Он сказал, что недурно бы музыкальным редакторам киностудий обзавестись такой штуковиной. Представляете, насколько это облегчит работу по созданию "музыкальных отбивок" к кинофильмам? П По материалам журнала Omni, ноябрь 1994 г. ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ XIII |