Техника - молодёжи 1995-02, страница 47

Техника - молодёжи 1995-02, страница 47

о

мосферным электричеством, упало пятеро людей, покрытых толстой коркой льда. Одно из объяснений — сильные порывы ветра затащили в тучу несчастных планеристов, и только когда те превратились в гигантские градины, она "отпустила" их.

Ну что же, достаточно, чтобы понять — непонятного здесь хватает, и с избытком, и я решил поближе познакомиться с молнией, линейной.

Это — мощный атмосферный разряд статического электричества. Его протяженность в пространстве огромна — от единиц до сотен километров. Велик также диапазон длительностей — от тысячных долей до единиц секунд. Исключительно высока температура — до 30 тыс. градусов (примерно в 5 раз больше, чем на поверхности Солнца)! И ток силен невероятно — при колоссальном напряжении порядка 100 MB он составляет около 100 кА (для примера: в 100-ваттной электрической лампочке ток достигает всего 0,5А)! Причем вся эта монументальность укладывается в потрясающе малом размере — диаметр канала разряда, в его основной стадии, равен 3 см.

эков портрет классической молнии. И .. j он говорит об упомянутых аномальностях?

Увы — почти ничего.

Вспомнив основные законы электромагнетизма, несложно догадаться о мощном магнитном поле-соленоиде, которое вспыхивает вокруг молниевой искры по всей ее длине, но — способно ли оно поднять на воздух человека? А вырвать совсем уж немагнитное дерево? Унести диэлектрический грунт? Нет, гипотеза об электромагнитной индукции напрямую здесь явно не работает.

Может быть, ток? Впрочем, этот электронный шквал скорее испепелит человека, чем сдвинет его с места. Тоже неподходящая версия.

Зэки в итоге оказались голыми — так говорил мой попутчик. Что же, предположим — высокочастотные составляющие разряда, скользнув по коже людей, испарили (за счет адской энергии) пот и влагу с поверхности их тел, и мгновенно образовавшиеся пары сорвали с зэков одежду и обувь. Да, такой ответ вероятен. Но это же только ^Мгмент.

I должно существовать общее объяснение!

Место указывает гравитация

В 20 — 30-е годы в физике возникло новое понятие — квантовомеханический (КМ) потенциал. Судьба его оказалась негладкой — хотя оно и вытекало из волновых уравнений Клейна — Гордона — Фока и Дирака, но Эйнштейн, узнав о нем, жутко вознегодовал. Да и сегодня не все ученые принимают это понятие, считают его спорным.

Ближе к середине столетия Ричард Фейн-ман, будущий лауреат Нобелевской премии, проводит анализ знаменитого уравнения Шредингера с учетом баланса фазы волны де Бройля (этот анализ имеется в популярном "Курсе фейнмановских лекций по физике") —-для случая, когда частица находится в электрическом поле, после чего называет одно из получившихся слагаемых КМ-энер-гией. Причем из формулы следует важное заключение — КМ-энергия оказывается тем больше, чем значительнее изменяется в пространстве амплитуда волны де Бройля.

Но сколь велика КМ-энергия? Для достаточно типовой ситуации, когда дебройлев-ская волна электрона модулируется сферическим кулоновским потенциалом, она составляет 3,73 кэВ. Очень приличная величина — всего в 137 раз меньше энергии ядерных взаимодействий;* зато в 3730 раз выше энергии химической связи.

И что же из того следует?

Существуют так называемые "холодные электроны" — частицы с огромной длиной дебройлевской волны. Хотя КМ-энергия заполняет каждую из них почти до краев, из-за пространственной рассредоточенности они образуют не более чем космический фон. Однако если увеличить амплитуду волновых функций данных частиц, сосредоточив эти самые функции в некой пространственной области, тогда последняя станет похожей на своего рода "электронные консервы", при "вскрытии" которых (то есть при редукции волнового пакета) генерируется мощное электрическое поле, способное на механические действия — подвиги. Теперь "получают объяснения явления уноса грунта, вырывания деревьев и т.п.", — писали основоположник советской уфологии доцент Феликс Зигель, Римилий Авраменко и Валентина Николаева — ныне академик и член-корреспондент Российской академии естественных наук, использовавшие КМ-подход для интерпретации некоторых метеорных явлений. Но если так...

Сошедший в Муроме незнакомец вспомнил событие, относящееся к послевоенному времени, когда отечественные физики вполне могли быть в курсе дискуссии о КМ-потенциале. И не исключено, что кто-то из них предложил военному руководству почти безумный проект насильственного и бестранспортного удаления части войск противника с поля предстоящего боя. И вероятно, что для концентрации "холодных электронов" потребовалось магнитное поле мощнейшего электрического разряда — молнии, не меньше. Кстати, Зигель, Авраменко и Николаева в качестве одного из двух основных способов перераспределения амплитуды волны де Бройля указывали именно магнитный (спиновый).

Один из двух? Какой же второй?

Почему аномальные явления чаще всего наблюдаются в определенных районах Земли — в Бермудском треугольнике, например, или в Море Дьявола? И чем объяснить, допустим, потрясающий факт: молния убивает человека в 1899 году во дворе дома в Таранто (Южная Италия), спустя ровно 30 лет, точно там же, его сына, а еще 20 — и внука? Эти роковые повторяемости утрачивают ореол таинственности, если произнести магическое слово — гравитация. Неравномерность распределения ее на Земле приводит к регионализации аномальных явлений. И именно гравитационным является другой способ (согласно Зигелю, Авраменко и Николаевой) концентрации КМ-потенциала.

Так, постепенно, вырисовывается внутренний механизм того, безусловно, секретного эксперимента, о котором поведал мне попутчик. Разрывы зенитных снарядов скорее всего служили целям ионизации воздуха — для скорейшего вызова и более точной фокусировки молнии. А вот перенос зэков, вызванный разгерметизацией "электронных консервов", мог произойти отнюдь не во время атмосферного электроразряда, но только после него — иначе он моментально кремировал бы их. Короче, основное действие развернулось на уже остывающем молниевом канале.

Но какой, однако, дорогой и малоэффективный (в военном смысле) опыт!

В самом деле — при огромных затратах дальность переброски оказалась фактически мизерной. И естественно: когда появилась Первая Атомная, эта работа по экзотической транспортировке смотрелась на фоне Все Сметающего Гриба лишь как неуклюжая заумность. Может быть, именно потому никаких документов, касающихся описанного события, мне пока обнаружить не удалось.

Впрочем, наберемся терпения — ведь открыты еще далеко не все архивы. ■

СО

ТРЮК СТЕФЕНА МИНЧА (США)

Стефен Минч из Сиэтла (штат Вашингтон) — не только популярный иллюзионист, специализирующийся по карточным трюкам, но и автор более 25 книг по искусству фокуса. Литература, выпускаемая его издательством "Герметик-Пресс", пользуется спросом в Америке.

ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ. Из перетасованной колоды зритель выкладывает на стол (лицом вниз) четыре игральные карты. Фокусник предлагает ему запомнить одну из них. Зритель запоминает и возвращает, допустим, семерку бубен на прежнее место, после чего складывает четыре карты вместе и передает их фокуснику. Тот заводит руки с этой пачкой за спину, затем показывает зрителю три развернутые веером карты, говоря: "Здесь вашей карты нет". Снова убирает карты за спину и продолжает: "Потому что она — бубновая семерка!" И достает ее из-за спины. Как же фокусник определил задуманное — ведь сами-то карты он, казалось бы, так и не видел?

СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ. Когда зритель складывает пачку, фокусник обязан, внимательно следя за его движениями, запомнить, какой по счету в ней окажется карта, задуманная зрителем. Получив пачку и заведя ее за спину, он извлекает эту карту и вкладывает в ладонь правой руки, а пальцами той же правой руки, берет остальные три развернутые веером карты. Показывая их зрителю, фокусник подглядывает (см. рис.) бубновую семерку. ■

Анатолий КАРТАШКИН, вице-президент Московского клуба фокусников

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

21 9 5

31