Техника - молодёжи 1995-08, страница 53письменности понимала — в пределах необходимости — гораздо большая часть населения, чем считалось ранее... По крайней мере, на определенных территориях! Ведь, как известно, во многих крупных и сложных обществах Африки и Америки нужда в письме вообще не возникла (и уж, верно, не потому, что люди там были глупей других). Более того, для расцвета чтения и письма вовсе не требуется "совершенная" алфавитная письменность. Очевидные примеры являют собой Китай и Япония: обе страны издавна славятся чрезвычайно высоким уровнем грамотности, невзирая на использование сложных неалфавитных систем письма. И наконец, среди верных сторонников теории постепенной эволюции вдруг обнаружились усомнившиеся в сакраментальной схеме "от рисунка — к букве"... "Мы можем говорить о письменности, если находим два ее признака, а именно: с одной стороны, производилось действие рисования в самом широком понимании (начертание знаков, нанесение зарубок и т.п.), с другой — преследовалась г > передачи сообщения иным лицам ь — для сохранения в памяти — самому себе" (Э. Добльхофер). "Большинство современных систем письма передают только звучание, из которого читатель извлекает смысл, специально ничем не выраженный. Примитивное письмо, напротив, старалось выразить именно смысл сообщения, игнорируя звучание. О письменности в собственном смысле слова можно говорить, лишь когда сообщение передается пословно, неважно какими средствами..." (И. Фридрих). тается подготовительным этапом к созданию собственно письменности (хотя были, были в том "примитивизме" и сермяжная прелесть, и рациональное зерно! Ведь для чтения смыслового сообщения в принципе не требуется знания языка писавшего). Вот на эту-то грань Великого Перелома от подготовительной к первой ступени письма и нацелено ныне большинство исследователей первичных письменностей. В разгаре подлинный бум вокруг майя — второй после 1960-х, когда наш соотечественник Юрий Кнорозов предложил новые принципы дешифровки майянской глифики. Но самая бурная научная активность и не менее бурные споры кипят вокруг клинописи, изобретенной шумерами и перенятой множеством не родственных им народов. Разговор о ней впереди, прежде же следует отметить очень важный факт. Дело в том, что знаменитые первичные системы письма были устроены совершенно одинаково! Неспециалисту осознать такое довольно трудно, и тем не менее внутренняя форма письма у клинописи и иероглифических систем Египта, Китая и Нового Света одна и та же. Все они имеют три типа знаков: передающие смысл идеограммы (логограммы), передающие звучание фонограммы и "немые" детерминативы (классификаторы, ключи), определяющие категории или признаки предметов или явлений, о которых идет речь. Так что открытия, относящиеся к одной письменности, могут пролить определенный свет и на другие. "Одним из видов предметного письма являются так называемые бирки, например, в виде палки с зарубками. Вырезая на них цифровые знаки, люди тем самым создают настоящее письмо" (И. Фридрих). Шумерские знаки собственности и хозяйственные таблички из Урука. Классическая схема развития письма в общем виде выглядит так: ПРЕДМЕТНОЕ (знак-предмет, передающий смысл) — РИСУНОЧНОЕ, или пиктография (знак-рисунок, передающий смысл), — ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ (рисуночный знак-идеограмма, обозначающий идею) — СЛОВЕСНОЕ (рисуночный знак-логограмма, обозначающий слово, но не передающий его звучания) — СЛОГОВОЕ (слоговой знак-фонограмма, передающий звучание) — АЛФАВИТНОЕ (буква, передающая звук). Разумеется, означенный процесс имеет массу тонкостей, вдаваться в которые у нас просто нет возможности; заметим лишь, что "чистые" виды письма скорее исключение, чем правило, и проводить жесткие разграничения на практике куда трудней, чем здесь, на бумаге... Не связанное со звуковой речью письмо — предметное и рисуночное — традиционно счи "Бирками пользовались все народы и во все времена, большей частью для записи чисел; применяли их и как календарь. В форме бирок составлялись также настоящие долговые списки и описи..." (Э. Добльхофер). Более 15 лет Дениз Шмандт-Бессерат, археолог из Техасского университета (США), работала над собственной теорией постепенной эволюции клинописи — самой ранней системы письма, возникшей примерно 5 тыс. лет назад у народа, проживавшего в Месопотамии (территория нынешнего Ирака). Суть ее идеи в том, что шумерская письменность обязана своим происхождением не рисункам, выродившимся в клинообразные элементы в процессе письма на глине, но СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ СЧЕТА, появившейся по крайней мере 10 тыс. лет тому назад. В музейных коллекциях наряду с тысячами клинописных табличек в не меньшем количестве хранятся найденные там же, на Ближнем Востоке, небольшие глиняные объекты различ- ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 8' 9 5 ных форм (конусы, шарики, пирамидки...), возраст которых составляет от 5 до 10 тыс. лет. По мнению исследовательницы, у древних шумеров они служили бирками для учета количества и перемещений тех или иных припасов, причем форма бирки символизировала род товара (например, цилиндры обозначали животных). Сперва счет вели один к одному (пять животных — пять цилиндров), хотя некоторые глиняные фигурки изначально обозначали группы предметов (стандартная партия товара?). Примерно с 3300 г. до н.э. на бирках появляется маркировка в виде черточек или иных знаков; сей факт, говорит Шмандт-Бессерат, указывает на возникшую потребность точного подсчета большого количества предметов, а следовательно, совпадаете появлением государственного чиновничества в этом регионе. Практически в то же время шумеры усовершенствовали систему учета. Бирки начали хранить в специальных глиняных шарах, на поверхности которых оттискивались знаки, обозначающие владельца (учреждение или человека), тип товара и его количество, а затем на смену шарам явились знаменитые глиняные таблички, представляющие более удобную поверхность для записей. Что и ознаменовало появление письменности! Итак, заключает исследовательница, первые клинописные знаки (протоклинопись) походили на маркировку различных бирок доисторической системы счета, а знаки-рисунки появились позднее, между 3000 и 2250 гг. до н.э. (Действительно, древнейшие шумерские таблички малы и бедны по содержанию, фиксируя лишь данные хозяйственной отчетности; знаки собственности в основном имели рисуночный характер.) "Подобно большинству великих достижений человечества, письмо оказалось последним звеном длинной цепочки изобретений, — утверждает Шмандт-Бессерат. — Письменность явно подстегнула способности шумеров к абстрактному мышлению, поскольку вскоре они изобрели первые в мире цифры". Возможно, эволюция клинописи и неприложима ко всем ранним системам письма, говорит она; однако имеются археологические доказательства того, что шумеры значительно повлияли на культуру Египта. По мнению историка Марвина Пауэлла из Университета Южного Иллинойса (США), это наилучшая на сегодняшний день теория происхождения клинописи; и все же письменность вряд ли могла вызвать заметные изменения в абстрактном мышлении шумеров, пока читать умела лишь незначительная часть населения. "Знаки на глиняных шарах не так уж схожи с ранней клинописью, как провозглашает Шмандт-Бессерат!" (П. Михаловски). Яростный оппонент всяческих эволюционистов, Михаловски выдвигает несколько доводов против постепенной эволюции клинописи от счетных приспособлений... Во-первых, указывает он, кусочки глины наподобие шумерских бирок существовали и в других ближневосточных культурах, однако использовались там иными способами. Во-вторых, по большей части неизвестно, где были найдены при раскопках бирки из музейных коллекций (в жилых ли, административных строениях или еще где-нибудь), что не позволяет безошибочно определить их применение. В-третьих, знаки на глиняных шарах не слишком похожи на клинописные; к тому же рентгеновское исследование показало, что количество и тип бирок внутри шара не всегда соответствует внешней маркировке. А это означает, что чиновники скорее изобретали собственные счетные коды, чем следовали единой для всех системе (аргумент, признаться, вполне умилительный... словно бы приписки и недостачи явились на свет лишь при развитом социализме!). Итак, согласно убеждению Михаловски, клинопись была изобретена "во внезапном прорыве" небольшим количеством людей (по-види- 35
|