Техника - молодёжи 1995-08, страница 52т ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ Людмила ЩЕКОТОВА КАК ПОБОЧНЫЙ продукт КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕОСАМИ "Однако следует предупредить читателя, что наше изложение слишком упрощенно!" (Эрнст Добльхофер. "Знаки и чудеса"). "...Речь, жесты, разнообразные сигналы суть различные виды сообщений, но лишь письмо стало тем средством, которое помогает человеку преодолеть и пространство, и время "(Иоганнес Фридрих. "История письма"). Еще в начале XVIII в. цивилизованная Европа продолжала свято верить, что искусство письма даровано человечеству свыше и сам Господь Бог заботливо предусмотрел буквы алфавита для всех звуков, составляющих слова. Наука того времени и не помышляла спорить с религией, пока в 1738 г. Вильям Варбуртон, будущий епископ Глочестерский, не бросил отважный вызов устоявшейся догме. Письменность отнюдь не упала к нам с небес, убежденно заявил он; напротив — ее шаг за шагом создавали обычные люди из плоти и крови: вначале они использовали рисунки, обозначающие предметы, затем придумали символические знаки для абстрактных идей... и так в конце концов создали алфавит! Революционные мысли Варбуртона скоро обрели просвещенных сторонников, а постулат об эволюции письменности от примитивных форм ко все более функциональным оказался поразительно живуч. Уже в наше время, в 1960-е годы (отмеченные бурным развитием лингвистики и у нас, и за рубежом), на его базе возникла известная и поныне довольно влиятельная теория, просто и логично объясняющая относительно быстрое и широкое распространение грамотности среди жителей Древней Греции. Ну разумеется, все дело в изобретении алфавита! Прежде правители и чиновники всех цивилизаций намеренно культивировали запутанные письмена, способствующие неграмотности и темноте широких масс, и только данная — выражаясь современным языком — высокая технология записи информации открыла перед греческими мыслителями новые интеллектуальные горизонты, включая формальную логику и скептицизм. Правда, если говорить абсолютно точно, греки не изобрели свой греческий алфавит, а позаимствовали у финикийцев так называемое семитское консонантное буквенное письмо (имевшее алфавитные знаки лишь для согласных звуков), зато исключительно удачно его вокализовали (то есть часть букв стала передавать гласные звуки). И тем самым раз и навсегда определили линию развития европейского звукового письма вплоть до наших дней! А поскольку буквенная запись по определению является высшей стадией развития письменности, то считайте нижеследующую цитату торжественным гимном во славу простого и логичного алфавита... "Письменность заставила человека поразмыслить о самом себе; только благодаря ей стало возможно коллективное умозаключение, раздумье человечества над своим происхождением, сущностью и смыслом собственного бытия... Она служила цементом, которым пользовались строители великих империй, на ней покоится история как наука; вызвав могучий взлет всех отраслей человеческих знаний, она одарила человечество такими благами культуры и цивилизации, которые без нее были бы просто немыслимы", — вдохновенно записал автор замечательной книги о дешифровке древних языков Эрнст Добельхофер — само собой разумеется, латиницей на родном немецком языке. И действительно, что тут можно возразить?! И все же примерно с середины 1980-х гг. немало ученых, занятых исследованием ранних стадий чтения и письма, начали публично сомневаться в устоявшихся представлениях об их эволюции и роли в человеческой культуре... "Самые ранние письменности таких цивилизаций, как древний Шумер, Египет и Китай, были изобретены как системы — не вследствие постепенной эволюции, а ограниченными скачками в истории коммуникации; они ничуть не хуже, если не лучше, приспособлены к своим задачам, чем ранний алфавит Греции... Умение писать сопутствовало росту этих цивилизаций, но не вызывало его" (Петр Михаловски, ассиро-лог из Мичиганского университета, США). Как ни странно, Европа, где буквенное письмо достигло такой высоты развития, что улучшить его можно лишь в весьма незначительной степени, та многосторонне развитая Европа, что стала колыбелью современной цивилизации — и не в последнюю очередь благодаря звуковой системе письма, — сама по себе не создала ни единой ПЕРВИЧНОЙ письменности, только ВТОРИЧНЫЕ, следовавшие уже существовавшим образцам! Тут она оказалась на удивление неоригинальной и пассивной, не то что Древний Восток, породивший триаду великих систем письма — египетскую иероглифику, клинопись и китайскую иероглифику со всеми их ответвлениями. Выходит, аргументированно судить о становлении удивительного искусства писать и читать способны лишь специалисты по первичным письменностям, коих (и тех, и других) в мире не так уж много... Так в чем же суть возражений компетентных лиц? Критики теории постепенной эволюции указывают, что практически каждая из древних культур Ближнего Востока, Египта, Китая и Нового Света гордилась Схема развития рисунков в древнешу-м ере кие знаки и позднюю клинопись. одним или несколькими новаторами, которые ввели в употребление письменность там, где ее ранее не было, и притом в просто смешной срок — менее чем за 100 лет. По их мнению, все эти довольно сложные системы письма, вырастая, немедленно вступали во взаимодействие с имеющимися способами коммуникации — живописью, скульптурой, устными рассказами и т.п. То есть письмо не революционизирует мышление человека, а скорее предоставляет ему новый способ передачи уже существующих идей и избавляет от необходимости заучивать наизусть огромные объемы знаний! Следовательно, не письменность развивает общество, а общество развивается до степени, когда способно ее создать, усвой применять на практике... К тому же, добавляют другие, распространение грамотности в локальных сообществах определяется не "прогрессивностью" или "недоразвитостью" конкретной системы письма; КТО, ЧТО и КАК МНОГО ЧИТАЕТ - определяется конкретными социально-политическими условиями. Не отрицая огромной роли книг и начального образования как стартовых условий для широчайшей экспансии грамотности, исследователи убеждены, что доалфавитные
ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 ' 9 5 34
|