Техника - молодёжи 1993-09, страница 41природа затратила миллиарды лет на их совершенствование и, можно сказать, построила «гору», но и она бессильна перед новой проблемой — преобразованием среды. И тогда «гора» родила маленькую «мышь» — сознание. (Корни его— в подсознании, которое имело богатый опыт взаимодействия со средой.) Это инструмент целенаправленного изменения окружающего мира. Не более того. Тогда спор о первичности сознания либо материи теряет смысл. Если, конечно, взглянуть на вопрос не с позиции заинтересованного человека, а с точки зрения Вселенной. Для нее нет разницы между живым и неживым. Для нее сознание — более высокая организованность. И все! Прямо скажем, новый инструмент оказался очень слабым, со множеством недостатков. Он не способен управлять даже совершенствованием самого организма — «горы». По многим параметрам (если не по всем!) оно уступает подсознанию. Например, разум линеен, то есть опознает образы последовательно, аналогично мы мыслим и говорим. Он не может решать одновременно даже две задачи, для него управление всего лишь одной функцией, скажем, ходьбой или бегом — практически невыполнимое дело. И вообще, разум принес человеку массу проблем. Если способность воспроизводства, механизм адаптации передаются генетически, то он не наследуется. И это объяснимо. Ведь разум — представлен в знаниях о мире, которые добываются вслепую, причем индивидуально, каждый раз с «чистого листа», а потому они нетождественно отражают действительность. И если их передавать в генах, то закрепится образ, далекий от реальности. Но самое трагическое, что окажутся неверными действия по изменению среды. Кроме того, память через два-три поколения будет просто перегружена. Поэтому единственный рациональный метод — это передача знаний с помощью обучения. Каждое последующее поколение должно получать откорректированные сведения о мире, в которых как бы «забыто» все ошибочное и второстепенное. Разум отделил человека от Природы. Он не может пассивно относиться к ней, не стремиться ее переделать. Для него мир — объект организации. В итоге, с одной стороны, человек весь в Природе, так как им правят инстинкты, с другой — вне ее, так как он существо социально разумное. Разум открыл человеку страшную истину: ВПЕРЕДИ - СМЕРТЬ Чтобы забыть страх, преследующий всю жизнь, люди создали религию. И все же человеку не стало лучше. Порой, кажется, словно в отместку При роде он так варварски преображает ее. Может, дело в несовершенстве разума? В его неспособности создать правильную модель мира, учесть все его сложнейшие взаимосвязи, собрать их в своем мозге, эффективно переработать и выдать верное решение? И вообще, не складывается ли впечатление, что он целенаправленно не организует природу, а губит ее? Да, человеку трудно. Из-за того, что он принадлежит животному миру и лишь ничтожную часть времени и сил тратит на решение проблем, для которых, собственно, и создан,— организацию внешней среды. Мы ведь в основном едим, спим, учимся, отдыхаем и т.д. И тем не менее, несмотря на биологическую ограниченность каждого, общечеловеческие знания увеличиваются. А значит, растет общая создаваемая им организованность! Но зачем менять природу, «ломать» ее под себя, переустраивать? Разве нельзя жить в согласии с ней? Здесь мы подошли, пожалуй, к ключевому вопросу. Напомним: начало Вселенной — в Большом Взрыве. Она существует и развивается только благодаря тому, что расширяется. Но так не может продолжаться вечно. Либо наступит момент, когда расширение сменится сжатием, а значит, процессы пойдут вспять, вплоть до схлопыва-ния всего и вся в точку. Либо Вселенную ждет дальнейшее расширение до так называемой лептонной пустыни, которая означает ее смерть. Мрачная перспектива? Но чтобы выжить, Вселенная, возможно, и создала разум. Его единственная задача: ПОСТРОИТЬ СВЕРХРАЗУМ, который найдет средства сохранить Вселенную. Как человек это сделает? Создаст Техносферу, в которой будут преодолены его физические и интеллектуальные недостатки. В частности, вместо общечеловеческого сознания, раздробленного в отдельных индивидуумах, появится единое — на основе объединенной базы знаний. Причем это не мертвый архив. Они будут обработаны, взаимоувязаны, обобщены, что и позволит в итоге строить модели мира, более достоверно отражающие действительность. На первых порах становления Техносферы роль человека останется значительной. Но постепенно искусственная система станет автономнее, обретет способность саморазвития, самосовершенствования. Наступит момент, когда человек окажется Техносфере просто ненужным. Это означает, что достигнут новый уровень организованности Вселенной. Если жизнь, по Шустрову,— любой целенаправленно организованный процесс, то к ней можно отнести и Техносферу. Только природа у нее иная, чем у человека. Не биологическая! Подведем итоги. Итак, Вселенную можно представить как саморазвивающийся процесс. Его цель — выживаемость. Средство — увеличение организованности. Инерционный механизм этого роста был заложен в Большом Взрыве. В начале эволюции процессы шли стохастически. Затем развитие подхватывается сознанием, которое делает его более осмысленным, целенаправленным. В результате формирование организованности ускоряется. Становится ясней и роль человека. Он венец, но не Вселенной, а животного мира. И этот удивительный, прекрасный мир, хотим мы того или нет,— уйдет. На его место придет новый, который и должен построить человек. По своей сути он фактически обязан уничтожить Природу в ее нынешнем виде, из которой вышел и частью которой является. И в этом его трагедия. Но человека нельзя обвинять — условия диктует Вселенная. Она создала человека таким, заложила в него сознание, исходя из своих интересов — собственной выживаемости. Но зачем громоздить Техносферу? Разве не проще усовершенствовать самого человека? Улучшить его мозг, повысить физические данные? Чтобы он, а не Техносфера спасал Вселенную? Ведь генная инженерия способна на многое уже сегодня. Наверное, проще. Но, во-первых, это уже будет не человек с его индивидуальностью, инстинктами, страстями, непредсказуемостью, биологической сутью. Появится скорее робот. Во-вторых, просто нет смысла его создавать, так как Сверхразум все равно совершеннее. И, наконец, главное. Сверхразум не станет вмешиваться и решать проблемы человека, не в этом его цель. Он проявит себя только в том случае, если будут затронуты его интересы. Но никак не наши. Словом, человек призван в мир, чтобы помочь Вселенной выжить. Она же, в общем, безразлична к нему. Он лишь ступень в ее развитии. Что будет дальше? Кто знает? Не исключено, что Сверхразум достигнет таких высот организованности, что создаст новые Вселенные, инициируя Большие Взрывы? * * * Мы привели очень обобщенное, «грубое» изложение работы В. Шу-строва, так как вся она достаточно сложна и по количеству страниц тянет на целый том. Пришлось пожертвовать, в частности, толкованием понятий «жизнь» и «смерть», обсуждением роли Бога в творении Вселенной, остались за кадром варианты взаимоотношений человека и Сверхразума, а также его возможное участие в создании новых Вселенных и т.д. Если читателей заинтересуют идеи Шустрова, мы готовы рассмотреть вопрос о дальнейших публикациях. 38
|