Техника - молодёжи 1995-12, страница 58нее. Та самая, с отметиной... В зале поднялась паника. Давя друг друга, шейхи, ага и сеиды ринулись вон из театра. Робер-Удэн причислен к когорте величайших фокусников, классиков. Никогда не знавший сценических неудач, он был не просто блестящим исполнителем, а еще и автором многих загадочных трюков. Но аттракцион «Ловля пули зубами» — шедевр «стрелковой» иллюзионной техники — создан не им. И, наверное, мы уже не узнаем кем — история не сохранила имени автора. В старинных книгах есть сведения о ярмарочном артисте, англичанине Джин-джелле, который одним из первых де- Иллюзионный патрон, заряженный дробью. рошок сразу после выстрела. Их изготавливали из смеси свинцовой пыли и воска либо из ядовитого сплава ртути и свинца. Конечно, на ощупь они были весьма мягкими. Бывало, любопытные зрители сжимали их пальцами, и они расплющивались в лепешку. Во избежание подобных конфузов фокусники часто прибегали к подмене пуль: публике предъявлялась одна, а ружье заряжали другой. Иногда случались ошибки... Польскому иллюзионисту Де Линь-ски служила мишенью его юная красавица-жена. 10 ноября 1820 г. супруги Де Линьски гостили у немецкого принца в северогерманском замке Шварцбург-Зондерхаузен. Ничто не предвещало трагедии. Прием проходил прекрасно, гости и хозяин были довольны собой и друг другом. Настал момент, когда артиста попросили показать «что-нибудь захватывающее». Обычно он сам выполнял всю процедуру, а тут, как говорится, толкнул его под руку нечистый предложить выстрелить лейб-гвардейцам Его Высочества. Одна из пуль оказалась настоя- однажды в Париже, в холодную декабрьскую ночь 1869-го, не обратил внимания, что наконечник обломился. Не отменять же номер, да и станет ли зритель целиться непосредственно в фокусника? Но Эпштейн ошибся: костяной обломок вонзился ему в грудь и нанес смертельную рану... Не гарантировали от смертельных исходов и специальные трюковые пистолеты с «глухим» стволом: пистонная трубочка у них выходила не в настоящую пороховую камору, а во второй ствол, замаскированный под туннель для шомпола. Если такое оружие зарядить настоящей пулей, при выстреле воспламенится только ложный заряд, заранее помещенный в шомпольном канале. 24 марта 1918 г. на сцене лондонского Зеленого театра погиб американский иллюзионист Уильям Робинсон (сценический псевдоним Чунг-Линг-Су). Металлическая перегородка, разделявшая стволы его пистолета, проржавела, и одновременно с фальшивым патроном сработал настоящий боевой, вложенный зрите- Схема трюкового ружья со «спецшомполом» конструкции д-ра Эпштейна. монстрировал стрельбу в самого себя. Его представления датируются 1795 г. Информация о нем чрезвычайно скудна. В роли стрелка выступал его партнер, интригообразующим инструментом служило ружье, выплевывание пули на тарелочку отсутствовало — вот, пожалуй, и все, что нам известно. Примерно тогда же, в 1779 — 1792 гг., в России гастролировал сценический мистификатор Джеймс Прейс (Иоганн Присс). Его репертуар включал поимку выпущенной из пистолета пули на кончик ножа. Здесь совершенно иной, нежели при ловле зубами, исполнительский рисунок: оружие направлялось не на артиста, что снижало эмоциональный накал трюка. После Джинджелла его фокус повторяли многие артисты, но фирменные секреты каждый стремился придумать свои. Наиболее ранний — специальные пули, рассыпавшиеся в по- щей. Очаровательная m-me Де Линьски была тяжело ранена и спустя несколько дней скончалась. Еще один распространенный прием, призванный обезопасить расстреливаемого, — применение шомпола, наконечник которого имел выемку. Заряжая оружие, вслед за пулей в ствол вводили и шомпол — якобы для ее закрепления, а в действительности для извлечения (пуля захватывалась с помощью выемки). Именно таков, в частности, секрет Робер-Удэна. Здесь тоже не всегда все сходило гладко. Небезызвестный д-р Адам Соломон Эпштейн «накалывал» пули шпагой (резинкой выдергивал ее из эфеса на острие через внутреннюю полость). Устройство шомпола с наконечником, выточенным из слоновой кости, он разработал сам. Избалованный удачами, он настолько уверовал в надежность придуманной им страховки, Что лем. Рассказывали, что перед роковым выстрелом из первого ряда зала раздался предостерегающий возглас: кто-то потребовал заменить оружие. Предупреждению не вняли, а после инцидента стали искать того, кто крикнул, но не нашли. ...Несмотря на все ухищрения фокусников, скептики не унимались. «Чего проще — сделать бутафорский выстрел, а потом сплюнуть пулю!» — усмехались наиболее здравомыслящие среди публики. Приходилось лезть вон из кожи, дабы прибавить трюку достоверности и притом сберечь себе жизнь. Решение нашлось: между стрелком и живой мишенью поместили прозрачное стекло. При выстреле оно разбивалось (надо ли пояснять, что не от пули!). Но и тут не обошлось без несчастных случаев. Слово знаменитому американскому иллюзионисту Джону Бутсу: «24 июня 56 |