Техника - молодёжи 1995-12, страница 56LA ""ВВХЯ На сцене раскладывают ружья, бирает, чем стрелять и из чего. Щелкает затвор. Звучит тревожная, рокочущая мелодия. ------ произносит смельчак. Ствол медленно поднимается и направляется на одинокую фигуру. Выдерживается пауза, обычно довольно долгая. Затем гремит выстрел... Этот эффектный трюк — как правило, лишь эпизод из целой вереницы столь же рискованных демонстраций, ставка — престиж артиста. ПО ТУ СТОРОНУ ТРЮКА Есть в стрелковом оружии какая-то необыкновенная притягательность. Мало того, что оно устраняет сознание собственной слабости и уязвимости — само обладание им, Бог весть почему, вселяет в человека упоительную самоуверенность: дескать, ежели доведется стрелять, уж я-то нипочем не промахнусь! Истоки этого первобытно-радостно-го ощущения надо искать в далеком прошлом. Вспомним первые устройства, стрелявшие свинцовыми пулями, — пищали. Появились они в 1470 — 1480-е гг. и были до того тяжелы, что удержать их в руках мог только физически хорошо подготовленный человек — поэтому обычно их устанавливали на специальные шесты-подставки. Порох приходилось перед каждым выстрелом насыпать в ствол и на металлическую полку и подносить к ней зажженный фитиль. Словом, сплошные неудобства. И все же эти монстры точной механики очень быстро завоевали широкую популярность. Одна из причин тому — детская ра- ПО СУББОТАМдость бородатых вояк при виде рыцаря в мощных латах, скатывающегося с коня после единственного выстрела. Но от создания стрелкового оружия до использования его в увеселительных целях прошло целых три века. Сначала просто учились стрелять метко. Вот одна из тренировочных забав тогдашнего рыцарства: на почтенном расстоянии сбить шикарный плюмаж со шлема, не повреждая оного (по возможности, конечно). Позже появились демонстраторы меткой стрельбы. Правда, нельзя сказать, что все бродячие артисты сразу включили «пищальный» дивертисмент в программы своих ярмарочных шоу. Все-таки пищаль — оружие элиты: дорогое, богато инкрустированное, приклад резной, затвор украшен виньетками — уж, конечно, не в походных условиях за ним ухаживать. Да и выпускались они в ограниченных количествах исключительно для княжеских и графских оруженосцев. А вот когда стрелковое оружие стало массовым... К началу XIX в. трюки «сверхметких стрелков» прочно вошли в моду. (При этом исполнителями ювелирно точных выстрелов являлись не только мужчины, но и женщины. На этой странице воспроизведена афиша одной из них — американки Алисы Карвер). Почти весь их репертуар надолго предвосхитил один из пионеров жанра: вроде бы химик, кажется, немец, настоящее имя не установлено, сценический псевдоним — Каттер-фельто. С 1?80 по 1784 г. он выступал в Лондоне, сначала в музее Кокса, а затем в доме 22 по улице Пиккадилли, где до него гастролировал итальянский кукольный театр. В этом помещении Каттерфельто устроил читальню и организовал выставку научных экспонатов. По утрам он читал посетителям лекции о «математическом, оптическом, магнетическом, электрическом, физическом» и многих прочих «искусствах», а вечерами устраивал представления: демонстрировал «пушки не толще соломинки, стреляющие со- |