Техника - молодёжи 1996-01, страница 28МУЛЬТИМЕДИА В популярном пособии по сборке компьютера, в главке об интерактивных системах на базе CD-ROM, прочел: "Такие системы на Западе называются латинским словом «мультимедиа»..." Сразу представился рекламный император Нерон, воспроизводящий свои сольные номера на персональном "пентиуме" с шестискоростным оптическим дисководом. Если же серьезно, то термин этот англоязычный, сравнительно юный и образован по кальке своего предтечи — massmedia. Что переводится, как известно, СМИ — средства массовой информации. Корни нового составного слова действительно латинские, а стало быть, интернациональные; mulli — перед и одного из первых в на-[ стране пособий такого рода, ик объем CD-диска, но небезгра- it > буквально означает "мно-средств информации" (в единой упаковке). На сегодняшний день — это текст, высококачественная графика, вполне приличный стереозвук и довольно сносное видеоизображение, собранные на одном носителе информации. Каковым, с учетом ее солидного, объема, Анатолий ВЕРШИНСКИИ ЭЛЕКТРОННАЯ ПАМЯТЬ СЕРДЦА сть стандартного 1 640-650 Мбайт, 350 ООО машинописных страниц текста, либо 100 полноцветных иллюстраций в стандарте Photo-CD фирмы Kodak, либо 72-минутный видеофильм. Или — в меньших количествах — то, и другое, и третье, да еще оцифрованные музыку и го- О периферийных устройсп информацию 1 В новой для журнала рубрике мы поговорим о мультимедиа как о феномене культуры. Скажете, для избранных? Ничего подобного. По оценкам журнала "Мир ПК". сии приобрг сотен храмов, экспозиций, из узыкальных произведе-было отобрать самое бор не всегда бесспорен — отчасти даныо моде на авангард объясняю то, что в число считанных шедевров живописи включены беспредметные произведения модернистов, в частности, "Черный квадрат" Казимира Малевича. Да, он тоже история, и подлинник в музее, с патиной трещин в красочном слое, по-своему впечатляет, но электронная репродукция лишь подчеркивает его бессодержательность. Впро- приоб]эетается c\>ROIM04TO наГ три порядка больше, чем в прошлом году; потенци- ть издержки вполне объект! . 256-цветная VGA-графика i г до 1 млн. дисков в год. Пройдет еще несколько месяцев, и оптический дисковод • таким же непременным элем ПК, как накопитель на гибких дисках, и тогда тиражи CD-ROM станут и у нас, а не только на Западе, соперничать с тиражами книг, журналов, видеокассет и музыкальных т-дисков. Мультимедиа на i информации, как бы оправдывая свои родственные отношения с обозначающим их терми- Отечественных мультимедийных дисков пока немного. Заметным явлением в этой области стала электронная энциклопедия СОКРОВИЩА РОССИИ (Введение в русское искусство). М., 1995. Разработка АОЗТ 'Интерсофт" при участии издательства "Искусство", АО "Авангард" и оркестра "Боян". Издатель и эксклюзивный дистрибьютер АО "Медиа Механике". но разрешением иллюстрации для экономии места на диске пришлось поступиться: при увеличении фрагмента с помощью инструментального средства "линзы" вместо деталей картины или фотографии проступает специфическое "зерно" — увеличенные пикселы изображе- Двуязычный текст (по выбору английский или русский) лапидарен, в исторической части не выходит за пределы школьного учебника, в искусствоведческой — за рамки соответствующего справочника. А как бы украсили комментарий выдержки из литературных произведений,' лей русского искусства, неравнодушных к описываемому предмету! Увы, стиль многих справочных статей грешит канцеляризмом, а метод анализа — вульгарно-атеистической казенщиной прежних лет. Характерный пример — введение в первый раздел энциклопедии: "Искусство в Древней Руси, как и в других странах, было одним из са- На '.тройной энциклопедии - репродукция картины Кузьмы Петрова-Ъодкина 'Богоматерь Умиление злых сер- i укреплен! с рел содержанием, формой, оно ак-ю оослуживало религиозные гребности общества. Но, несмот-на это, в произведениях древие- 1И отражалась духовная русского народа, борьба различных идеологических тече- дни? Если верить безымянном)' сочинителю "Введения", духовность на Руси существовала... невзирая на религиозную (то есть духовную, в изначальном смысле слова), тематику! Но продолжим цитат)': "Другая черта древнерусского искусства — анонимность его авторов. До конца 15 в. мы почти не знаем ил дожников; роль творца, как ло, церковь отводила себе... творца этих строк фирма-производитель тоже отводит себе — под текстом значится: "Copyright© 1994 Интерсофт, Москва. Все права за-М'гтппиоа забота. Право оспаривать. '..То" щищены . лает здесь слова авторитетного литератора, публициста, мыслителя. Скажем, Ивана Ильина с его убеждением, что русская культура " крепла и расцветала в д :. Русс : Право- |сердеч-увидеть которая ком выросло из свободно ного созерцания. Наде: сердцем ту глубокую связ! соединяет русскоправос. Святых и Старцев с укладом ; ской простонародной и образо1 ной души". Знамен ряды'"* выстроенные создателями энциклопедии, резко контрастируют с бездуховным ментарием. Вот и в ный об- оркестр "Боян" исполняет песнь на слова священника отца Романа, а поди ж ты... Будто сумятица, царящая в умах сограждан, отразилась на зеркальной глади опти- ляется энциклопедия "Сокровища России" — недоработки особенно раздражают: "Взялся за гуж, не говори, что не дюж". Слог cnpai пособия редко отличается и ностью, тут особый нужен неизбывное безбожие технократов, равнодушных к вере народа, назвав- стьянским", то есть христианским, — дело совести сочинителей; но профессиональная редактура, но элементарная грамотность — они-то вне личной одаренности и цехового менталитета? Ау, студенты полиграфического, вчитаемся с карандашом: "В его (Н.А.Львова) доме Боровиковский находит творческую среду, которая вводит его (кого — Львова или Боровиковского?) в круг интересов интелектуальных (орфография оригинала) людей Санкт-Петербурга и, (пунктуация оригинала) которая сформировала его мировоззрение (чье — Львова, Боровиковского или означенного "круга"?)". Закрываешь окошко с подобным комментарием — и с облег- ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ Г96 шж
|