Техника - молодёжи 1996-04, страница 57

Техника - молодёжи 1996-04, страница 57

отстают и голландцы, вившие бронзовый i Лавренту Костеру, овладевшему будто бы искусством набора лет на двадцать раньше немецкого соперника. Есть памятник и русскому первопечатнику Ивану Федорову в Москве, хотя мы и не претендуем на первенство. А вот китайцы, которые являются действительными изобретателями книгопечатания, установить монумент в честь своего корифея до сих пор не удосужились. • Говорят, первыми из европейцев, увидевших курение табака, были матросы Колумба, высадившиеся на кубинский берег. Но первым, кто оценил коммерческие перспективы табакокурения, стал крещеный еврей из Испании Луис де Торрес, состоявший переводчиком в колумбовой экспедиции. Впоследствии он поселился на Кубе и основал первую в истории табачную фирму. Но, как выяснилось, у европейцев, стянувших у индейцев Америки табак и трубку, не хватило ума и проницательности, чтобы заимствовать заодно и зажигалку. Лишь в наше

время при раскопках в Перу археологи обнаружили в руинах дома знатного индейца, жившего более тысячи лет назад, вогнутое медное зеркало. Сконцентрировав в его фокусе солнечные лучи и зажегши от них кусочек пакли, они поняли: в их руках древнейшая в мире зажигалка. Не оценив этого удиви-

устройства, насадители курения в Старом Свете заставили европейцев долгое время пользоваться древним кремнем и кресалом.

• Как ни странно, знаменитый английский изобретатель Джеймс Уатт (1736 — 1819) многие годы своей инженерной деятельности посвятил не столько совершенствованию самой паровой машины, сколько разработке всевозможных устройств, которые могли бы приводиться ею в действие. Так, стремясь расширить рынок сбыта своих машин, он сконструировал паровой прокатный стан, с помощью вальцов изготовлявший листы из золота, серебра и меди. Из листов же паровой штамповочный пресс высекал монеты и чеканил на них символические изображения и но минальную стоимость. Примечательно, что это совершенное по тем временам оборудование было применено не в «пе редовой» Англии, а в России веками третируемой как «< сталая» страна. По поручению Екатерины II уаттовские машины в 1790 г. были доставлены Петербург и установлены в небольшом здании неподалеку от Петропавловского собора. Скорость чеканки поначалу составила 50 монет в минуту, а через год, благодаря модернизации, внесенной русскими специалистами, скорость штамповки удалось удвоить.

• Несмотря на успехи японской оптико-механической промышленности, специалисты в области фотографии отдают пальму первенства немецкой «лейке». Привычно произнося это название, многие даже не догадываются, что оно — аббревиатура, произведенная от двух слов — «Лейтц» и «камера». В 1849 г. в гессенском городе Ветцлар немецкий математик и физик Карл Кельнер основал «Оптический институт» и мастерскую по из-

микроскопое и те

лескопов. Спустя 20 лет предприниматель Эрнст Лейтц перекупил мастерскую и создал фирму «Лейтц», начавшую выпускать оптику для научных целей. На этом-то предприятии фотограф и механик Оскар Барнак в начале нашего века разработал портативный фотоаппарат, снимающий на отрезки стандартной кинопленки. В серию первая узкопленочная камера пошла лишь после первой мировой войны в 1924 г., и уже через 5 лет завоевала весь мир, став настоящей репортерской камерой, получившей название «Лейтц-камера». При продаже в другие страны оно было сокращено, и получилась «лейка». Сейчас искусные немецкие оптики разработали целую гамму профессиональных и любительских фотоаппаратов «лейка», создавших мировую славу фирме «Лейтц». • Мы все знаем, кто изобрел атомный реактор или радиолокатор, которых большинство из нас никогда в жизни не видели, но понятия не имеем, кто придумал электродрель, которую так часто держим в руках. Оказывается, немецкий механик Вильгельм-Эмиль Файн. В 1867 г. он организовал мастерскую для реализации своих многочисленных изобретений: электрических пожарных сигнализаторов, переносных телефонов, индукционных генераторов, прожекторов, электродвигателей. Но постепенно его интересы сосредоточились на

разработке и внедрении высокопроизводительных электроинструментов. Созданная им электродрель (1895) пришлась по вкусу предпринимателям: она сразу же стала поступать на машиностроительные заводы, а вдохновленный ее успехом Файн в последующие годы сконструировал электрошлифовальные машинки, гайковерты и высечные ножницы с электроприводом. •Одним из важнейших изобретений гражданской войны в нашей стране стала тачанка, созданная в Первой конной армии летом 1919 г. Раздумывая о огневом прикрытии разведывательных эскадронов, красные кавалерийские командиры Думенко и Буденный пришли к мысли, что необходимы «ездящие пулеметы». Лучшим средством для перевозки пулеме-

Шишу tc;

тов оказалась в те годы так называемая «тавричанка» — крепкая четырехколесная парная телега. Со временем это слово сократилось и появилась прославленная конармейская тачанка. Два-три посылаемых в разведку эскадрона с множеством тачанок легко сбивали слабые разведывательные части белых и всегда добывали данные, необходимые красным кавалеристам для того, чтобы действовать не вслепую. ■ Г.Малиничев, инженер

Рис. В. Плужникова

ТРЮК ВОЛЬФГАНГА ОЛЛЕРА

Веселый иллюзионный дуэт «Дуо Ритц» из Австрии известен многим — фокусники Елизабет и Вольфганг Оллеры завоевали немало призов на различных конкурсах, а недавно фрагмент их блестящего выступления был показан по Российскому телевидению. Живут они в небольшом австрийском городе Стейр, где Вольфганг является президентом «Магического клуба Стейра». Вот один из трюков, исполняемых «Дуо Ритц». ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ. Фокусник, подняв руку, держит за угол красивый крупный платок. Взмахивает им раз, другой — и вдруг вблизи противоположного угла платка появляется узел. Еще пара взмахов, и он столь же внезапно пропадает. Зрите

ли поражены такой быстротой манипуляции.

СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ. Быстрота относится вовсе не к завязыванию узла пальцами. Это делается заранее, перед началом выступления — около одного из углов крупного (где-то 60x60 см) платка, но фокусник,

показывая его зрителям, скрывает узел в руке (1). Затем после одного-двух взмахов (рука, удерживающая платок, движется вверх-вниз позади него) он выпускает узел и тотчас захватывает, той же рукой, противоположный, свободный угол платка (2). Когда платок повисает узлом вниз, зрителям кажется, будто фокусник мгновенно завязал его. «Развязывание» узла происходит аналогичным образом — после отвлекающих взмахов отпускается свободный угол, захватывается другой, да так, чтобы узел скрывала рука. Успех трюка заключен в быстроте и четкости перехвата — его следует научиться выполнять за один взмах руки. ■

Анатолий КАРТАШКИН, вице-президент Московского клуба фокусников

Т Е X Н И К А - М ^QJ ЕЖИ 419 6