Техника - молодёжи 1996-05, страница 12

Техника - молодёжи 1996-05, страница 12

ПРОСТРАНСТВО

изнь фоторепортера непредсказуема: никогда не знаешь, где окажешься завтра, о чем будешь писать, что снимать. Вот так, почти случайно, прошлой осенью я попал в Таиланд — королевство в Юго-Восточной Азии.

С ходу окунулся в экзотику: тропическая равнинная страна, пересекаемая с юга на север рекой Ме-нам-Чао-Прая (что означает "Мать рек"), жаркий и влажный муссон-ный климат, ананасы, бананы, джут, батат, тапиока, ротанговые пальмы, рисовые поля... Здесь водятся слоны, тигры, леопарды и редчайшее животное — чепрачный тапир... Изнуряемая наводнениями столица — Бангкок — подверглась очередной напасти: по сообщениям местной прессы, из питомника неподалеку сбежали 300 крокодилов и теперь резвятся в потоках воды на столичных улицах. Несмотря на опубликованные опровержения, город украсился предостерегающими плакатами: "Будь осторожен, если идешь по воде"...

И, конечно, произведения прикладного искусства на каждом шагу—у ворот буддийских храмов, возле жилищ, на базарах. Создать

1. "Магические" черепа животных на воротах базара "Чатунчак".

2. Центр народных промыслов в Ратша-бури. Резчики по дереву за работой.

нечто живописное и в то же время практически полезное может каждый, любящий и умеющий мастерить. Скажем, веера и зонтики делают по древней технологии, не выходя за порог усадьбы. Для начала сдирают кору тутового дерева и извлекают из-под нее мягкую волокнистую прослойку — луб. На деревянном пеньке его отбивают деревянной же колотушкой. Полученную рыхлую массу размачивают в большой ванне — образуется кашицеобразная взвесь. Тогда берут деревянную рамку 60x70 см с натянутой на нее пластмассовой, нитяной или металлической мелкоячеистой сеткой и опускают ее в ванну. Лубяные волокна оседают на сетке, вода стекает, рамки выстав-

3. Размоченный в воде луб "вылавливают" мелкоячеистой сеткой...

4.... высушивают на солнце...

5. ...и вот конечный продукт: красочные веера и зонтики.

ляют на солнце для просушки — через несколько часов на них остается полупрозрачный слой лубяной бумаги. Нужно снять ее, наклеить на каркас из бамбуковых реек — зонтик или веер готов. Художнику остается кисточкой и яркими красками перенести на него кусочек тропического пейзажа с видом на "Мать рек" и домиком своего соседа или родственника...

А вот резьба по дереву требует профессиональных навыков скульптора. В Тайском королевском центре народных промыслов в Ратшабури десятки ваятелей создают композиции из разных пород дерева. Здесь можно увидеть слонов с наездниками, которых принято водружать у входа в дом, и множество героических и мифологических образов. Инструменты резчика — стамески, штихели и (вместо молотка) колотушка. Порой долгие месяцы, стружка за стружкой, удаляется с двухметрового ствола все лишнее, открывая взору лик Будды или фигуру существа с головой