Техника - молодёжи 1996-06, страница 26тогда же приза на Всемирной выставке в Чикаго. В дальнейшем все достижения, изобретения, о крытия, сделанные на суше, тут же опробовались и под водой. ...Первые фотолюбители-подводники в нашей стране появились в конце 50-х г. И хотя они существовали как бы подпольно, благодаря их усилиям были разработаны сначала самодельные, а потом и заводские боксы для подводных съемок. Многим, конечно, было далеко по качеству до иностранных фирменных, но тут уж, как говорится, не до жиру... Если за рубежом образец первой амфибийной (то есть для съемок как над , так и под водой) фотокамеры разработал изобретатель акваланга Жак-Ив Кусто в сотрудничестве с бельгийским инженером Джином де Вотре, а по их патенту японцы наладили массовый выпуск первых Nikonos еще 40 лет тому назад, то у нас подобную аппаратуру не производят и по сей день. А ведь еще в 1986 г, насколько мне известно, московский инженер Олег Савин-кин сумел изготовить герметичную зеркальную фотокамеру, которая способна работать на глубине до 60 м. То есть он самостоятельно сделал примерно то же, над чем в Японии несколько лет билась целая фирма, объявившая после этого свой Nikonos RS AF «стратегическим продуктом». Причем, учтите, это «чудо техники» вдвое больше по габаритам, чем конструкция Савинкина, а уж о цене и говорить не хочется. Кто из наших фотолюбителей в состоянии выложить около 5000 долл. за заморское чудо?.. Так что нашим, известным теперь уже на весь мир подводным фотографам Ю.Астафьеву, В.Рогову, В.Меньшикову и другим приходится вести съемки, опираясь на собственные идеи и конструкции. Что же касается меня, то как уже сообщалось в «ТМ», я делал первые подводные снимки, упрятав «Зенит» в волейбольную камеру, а в качестве кадрового окна использовал стекло обычной маски для подводного плавания. Потом модифицировал отечественные боксы КПФ и УПК. (Их, кстати, и сейчас изредка можно встретить на прилавках комиссионок.) Если у вас есть возможность выложить 500-600 тыс. руб., то приобретите под «Зенит» бокс украинского производства. Ну а если добавите к нему еще один, поменьше — для вспышки типа «Metz 32ST-3I» или «Metz-20B5», то считайте — ваши основные проблемы разрешены. Все остальное, по мере приобретения опыта, научитесь мастерить сами. Что нужно знать Прежде чем вы совершите свой первый спуск под воду с фотоаппаратом, уже надо быть неплохим ныряльщиком и аквалангистом. Разбираться с тем же аквалангом, когда ваши руки заняты дополнительным грузом, — один из изощренных способов самоубийства. При подводной съемке важно учитывать оптические характеристики воды. Поскольку показатель преломления жидкости больше, чем воздуха, то при использовании плоского стекла в боксе, все предметы будут казаться на треть ближе, чем на самом деле. Камера воспринимает объект так же, как и глаз, значит фокусировать объектив надо на кажущееся расстояние. Чистую воду можно рассматривать как голубой светофильтр. Если же в ней есть планктон и взвешенные частички ила, то скорее всего, она приобретет зеленоватый оттенок. Для правильной цветопередачи при съемках на небольшой глубине следует применять красные (для чистой воды) или пурпурные (для мутной) фильтры. У нас, как правило, таких фильтров днем с огнем не сыскать, да и нырять хочется , себя особо не ограничивая, поэтому подводные съемки обычно ведут со вспышками. Кроме правильной цветопередачи, блиц дает возможность «заморозить» бы-стродвижущийся объект, получить четкий снимок, скажем, юркой рыбы. Снимать лучше всего крупные планы, используя короткофокусные объективы, включая даже 16-миллиметровый «рыбий глаз». Не забывайте, что дальнобойность вспышки в воде значительно меньше, чем в воздухе. Автоматические вспышки «сухопутного типа» для съемок под водой не годятся. Используйте неавтоматические, ориентируясь на ведущее число при расчете экспозиции. Причем для надежности не вредно уменьшить его значение примерно на треть и проверить верность ваших расчетов при пробных съемках. В отличие от наземной съемки, вспышка должна обязательно отстоять от аппарата на расстоянии не менее 30 см; она выносится вперед и в сторону, создавая оптимальные условия освещения. Неплохо при случае использовать и пару вспышек вместо одной, синхронизировав их работу с помощью светодиода. Дав вторую вспышку в руки помощнику, вы намного улучшите возможности освещения того или иного объекта. Герметизация вспышки, ее стыковка с аппаратом должны выполняться весьма тщательно. Помните, что вода (особенно соленая) — достаточно хороший проводник электричества... Достав бокс, не торопитесь помещать в него камеру. Для начала поныряйте с ним пустым. Таким образом вы проверите его герметичность в реальных условиях, а заодно и потренируетесь без риска утопить аппаратуру. Помните, чем больше глубина, тем больше давление и тем выше, стало быть, вероятность протечки. Наиболее уязвимое место в боксе — прокладки.Тщательно следите за ними, регулярно прочищайте и смазывайте их техническим вазелином или литолом. После погружения мало просто стряхнуть воду с бокса. Промойте его пресной водой, вытрите насухо и лишь потом извлекайте камеру для перезарядки. Не оставляйте герметично закрытый бокс на солнце — температура в нем может быстро подняться , испортив и камеру, и пленку. Путь наверх За рубежом азы фотографирования под водой обычно осваивают на специальных курсах. Там выдают напрокат и необходимую аппаратуру. У нас, как уже говорилось, все не так... Но вы сумели предолеть первые трудности, научились делать под водой вполне приличные, на ваш взгляд, снимки. Что дальше? Если пробудился спортивный азарт, желание и дальше повышать свою квалификацию, приходите к нам, в клуб аквалангистов МАИ «Десса» или в Конфедерацию подводной деятельности России, где есть сектора подводной фото-кино-видео-съемки. Здесь же существуют курсы аквалангистов, закончив которые вы получите международный сертификат. Без него нет доступа на международные соревнования. Самые престижные из них — Всемирный фестиваль подводных феерий, проводящийся ежегодно осенью во французском городке Антиба, и чемпионат мира по подводной фотографии, который проходит по четным годам под эгидой международной ассоциации подводного плавания в наиболее живописных, интересных для фотографоф-подводни-ков местах. Обычно на такой творческий конкурс собираются около полусотни мастеров из 25-30 стран. Темы для работы такие: широкий угол (т.е. получение интересных снимков объективом с фокусным расстоянием не более 35 мм); съемка рыбы; макросъемка с близкого расстояния; свободное творчество. Последняя часть обычно самая трудная для исполнения, поскольку тут уж фотографы за счет применения светофильтров, насадок, освещения, многократной экспозиции и тд. стараются получить как можно более эффектные снимки. Даже зарубежные мастера не стесняются использовать самодельные, «секретные» приспособления и приемы. Главную роль, конечно, играют разнообразные импульсные осветители, число которых может доходить до 5-6 на одну камеру. Ну и думать, понятно, надо. А это и на суше не всегда легко... Фото В.ГУДЗЕВА PS. Заинтересовавшимся сообщаем телефоны для связи: клуб аквалангистов «Десса» — (095) 158-49-71; координатор подводных съемок — 158-41 -83. ■ ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 9 6 24 |