Техника - молодёжи 1996-06, страница 33

Техника - молодёжи 1996-06, страница 33

И УМУ, И СЕРДЦУ

ЕОЖ Д6Л0 ОТЦА Ш6ШШ

Борис Озеро Вселуг, Шир- В редакцию пришел священник. Со-

Борис

КРУТИЦКИИ

Алеке тндр

КУЛЕШОВ

1.Г

Озеро Вселуг, Шир-ков погост. Хрвм Иоанне Предтечи, нвчв-ло XX в.; справв — униквльнвя деревянная церковь того же святого, конец XVII в.

В редакцию пришел священник. Событие, в общем-то, для нашего времени уже не экзотическое. Пришел за помощью — что тем более не удивительно: назначили московского батюшку на громадный приход в самой что ни на есть глубинке, от тамошних храмов — хорошо если голые стены остались, места бедные и малолюдные... Помогли, конечно, в меру сил, перечислили, пока на самое неотложное, несколько миллионов.

Короче, не о чем было бы и писать, не будь та глубинка, тот приход, расположены в особом, единственном на всю Россию месте. И не окажись в связи с этим замыслы самого отца Валентина Цвелева столь обширными и удивительными. Но начнем с самого начала. От истоков.

г1' .

Ширков погост. Надкладезная часовня, начало XX в. V

ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ВАЛДАЯ

На северо-западной границе Тверской области, среди холмов Валдайской возвьшеннос-ти, покрытых елово-лиственнымиПГ|осн.овы-ми лесами, цепью лежат ВерхнеИиКцад^ озера. С севера на юг протянулись Стерж, Вселуг и Пено, а за ними, с оворотом на восток, — Волго, состав яющие начало великой русской реки. Общая их про яженность — почти 90 км, средняя ширина — 2, а местами до 4 км. Издавна жили по их берегам племена балтов и jhhhob. С V в. н.э. четко поцслежи-вается и присутствие славян — кривичеи и словен новгородских.

До середины XIX в. Волга была здесь не многоводна. Но в 1843 г. ниже последнего, самого большого нынешнего озера Волго, за деревней Селище, ее преградила плотина — бейшлот. Благодаря э ому первому на Волге гидротехническому сооружению, возник «Верхневолжский резервуар» — одно из старейших российских водохранилищ, регулирующее запас воды в верховьях реки и сделавшее ее судоходной почти до истока. Ровно через сто лет (1943 г.) бейшлот, разрушенный в первые годы войны немецкими войсками, был восстановлен и реконструирован.

Мы привыкли ценить Валдай, как живописный уголок природы, место отдыха и туризма. Но этот край замечателен и богатой историей, и — что не менее важно — своим символическим значением для всей России.

«В Скифии нет ничего удивительного, кроме рек, ее орошающих. Они велики и многочисленны», — сообщал в свое время Геродот Скифией в античности называлась вся известная часть Восточной Европы). Но знаменитый историк и землеописатель тогда еще не знал о наших главных реках самого, может быть, примечательного: вот этой удивительной символичности их расположения.

Реки часто были границами народов и стран — так Дунай и Рейн отделяли цивили

зованную Римскую империю от буйнрго варварского мира. У нас вышло наоборот: именно реки объединили, связали территорию будущей Руси задолго до киевских князей. v

В самых^первых строках нашей «Начальной летописи», только приступая к описанию Русской земли, автор «с высокого полета» оглядывает весь ее простор, всю ее, как единое целое. И что служит ему опорными ориентирами?

«Днепр бо потече из Оковского леса и потечет на полудне а ' вина ис того же леса потечет и внидет в море Варяжское. Ис того же леса потече Волга на восток и втечет се-мьюдесят жерел в море Хвалисское... а верх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево и того озера устье внидет в море Варяжское»

Выходит, с Валдая — прямо как из Эдема, из рая земного «на все четыре стороны» (не случайно закрепившееся в языке выражение!) — вытекают четыре реки... А ведь, пожалуй, нет другого места на Земле, где столь просто, наглядно воплотился бы и этот библейский символ, и идея единства, так нужная нам именно сейчас.

Сразу же вслед за тем летописец излагает и первое историческое предание, связанное с нашим отечеством — о хождении в

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 9 6

31