Техника - молодёжи 1996-06, страница 65

Техника - молодёжи 1996-06, страница 65

валась прямо на голову, дабы можно было изучать глаз как бы «изнутри».

Однако то была уже иная эпоха. А ученые мужи средневековья не только не стремились улучшить технологию очков, но вообще считали сие изобретение вредным! Почему? Это прямо вытекало из тогдашних философских установок. Соображения тут были примерно такие: «Назначение зрения — знать правду о мире. Линзы же делают предметы перевернутыми и деформированными, большими или меньшими, чем они есть в действительности. Значит, пользуясь оптикой, мы наблюдаем не реальность, а иллюзию, впадая в заблуждение. А это несовместимо с предназначением науки».

Итак, вопрос об авторстве остается открытым.

Между тем жизнь брала свое, и линзы, еще неизвестные в последней трети XIII в., быстро распространились на рубеже XIII и XIV вв. Во всяком случае, уже в 1300 и 1301 гг. Венецианский государственный совет даже постановил запретить изготовление очков из плохих сортов стекла.

Тогдашние их «серийные» образцы представляли собой длиннофокусные выпуклые линзы, корректирующие старческую дальнозоркость. Очки же для бли-

1. Одно из первых в мире изображений очков на портрете доминиканского священника. Фреска 1352 г.

2. В средние века очки считались символом старости, достоинства и учености. Поэтому на многих картинах и рисунках того времени деятели церкви вплоть до апостолов' - изображались в очках. Что мы и видим на странице Библии 1380 г. Париж, Национальный музей.

3. Подбирали стекла в то время, конечно, без окулиста. Продавец бесхитростно предлагал все очки, какие у него имелись, а покупатель выбирал те, через которые он лучше видел.

4. Ход лучей в глазу Рисунки Леонардо да Винчи из его рукописи «Атлантический кодекс». Это первая в мире работа, в которой объясняется механизм коррекции зрения с помощью очков.

5. Изучение свойств бинокулярного зрения. Рисунок Леонардо да Винчи. Италия, около 1500 г.

зоруких (с вогнутыми стеклами) появились гораздо позднее.

А по-русски — «мелкозоры»

У нас новинка стала известна где-то в XVI в., однако впервые она упоминается в «Приходной книге товаров, взятых... в Государеву Мастерскую палату» лишь в 1636 г. Документ гласит: «145 года (сокращение даты 7145, то есть 1636 г. по современному летосчислению) ноября 28 принес из хором стольник князь Никита Иванович Адоевский двои очки... и 145жгода декабря в 1 день одними очками государь пожаловал духовника своего протопопа Никиту, а другие очки взял государь себе в хоромы.»

Уже в середине XVII в. «заморские вещицы» встречаются не только в царских палатах, но и у высшего духовенства. Патриарх Никон (1605 — 1681) имел аж целую коллекцию: «...очки в лагалище (футляре) раковом. Четверты очки в серебряных лагалищах золочены... шестые очки в кожаном лагалище. Очки в серебре, ободки золочены, лагалище деревянное оболочено кожей». Сохранился даже «живописный документ» — портрет владыки кисти Даниеля Вухте-ра: патриарх собирается прочесть книгу, а поддьяк Серафим почтительно подает ему очки.

Во второй половине XVII в. «мелкозоры», как их еще называли в России, получают широкое распространение. Об этом говорят цифры — 5982 пары очков обозначены в «Росписи немецких товаров», которые были привезены морем в 1671 г. в Архангельск. В конце века они были уже в избытке, и купцы активно торговали ими. Например, московский гость Афанасий Никитин доставил очки, изготовленные из белого высококачественного стекла (хрусталя), даже в Сибирь и Китай.

Прошло еще три века...

Но, невзирая на уже весьма солидный возраст изделия, оставалась одна неразрешенная задача: чтобы «управлять ходом лучей в человеческом глазу», по выражению Леонардо, мало сделать линзу гладкой снаружи. Необходимо «разгладить» ее изнутри, так как достаточно малейших неравномерностей в структуре частиц, входящих в состав стекла, — и изображение исказится.

Даже в начале XX в., перед первой мировой войной, оптическое стекло, позволяющее, наконец, видеть вещи не кособокими, варили только три крупных завода: Парра-Мантуа во Франции, завод братьев Чесс в Англии и завод Шотта в Германии. Глядя на мир через линзы из такого стекла, средневековые придиры-ученые остались бы вполне довольны: они узрели бы неискаженную действительность.

Вот теперь «очкарики» смогли, наконец, задуматься об эстетике и комфорте. У них появились даже мелкие причуды: например захотелось взглянуть на жизнь сквозь...

Розовые очки

И не только розовые. Сегодня каждый может заказать себе очки любого цвета, подходящие, скажем, к вечернему платью или строгому костюму. А может быть, тон линз расскажет окружающим о вашем настроении? Достичь этого помогли окрашенные окислы металлов, введенные в смесь исходных компонентов для варки стекла (шихту). Заметим, однако, что такой результат дался технологам не просто. Ведь искомый отте-

ТЕХНИКА — МОЛО/]

[ЕЖИ 696

63