Техника - молодёжи 1996-06, страница 62

Техника - молодёжи 1996-06, страница 62

НАВСТРЕЧУ 850-ЛЕТИЮ М О С К В

«...на Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей сделать из полицмейстерской канцелярии и поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень, все в одну меру ли-неино, такие какие от канцелярии образцовые фонари объявлены и ценою стали каждый по рублю и чтоб все были представлены будущего декабря к 25-му числу, а деньги на то строение, что надлежит, отпустить из штатс-конторы, а сделав оные, для содержания в тех фонарях огня и починкою отдать обывателям, в которых вместо свеч зажигать масло конопляное с фитилем в какие ночи, когда о том в полицию приказ от Двора Его Императорского Величества будет».

Из царского Указа от 27 ноября 1730 г.

В XVIII в. масляные фонари были в Москве новинкой, и зажигали их только в безлунные зимние ночи и по праздникам. Гореть им полагалось до полуночи, но так как на каждый отпускалось лишь по 24 золотника (102,4 г) масла в сутки, часам к 10 вечера они гасли сами собой. Сила света их не превышала 2 свечей. В1766 г. общее количество общественных светильников на улицах достигло 600, а к концу столетия перевалило за 6000 (сегодня — для сравнения — более 260 тыс.). Правда, регулярно функционировало лишь 6,5% из них.

В 1805 г. конструкция фонарей подверглась европеизации: число фитилей увеличили с одного до трех, а в верхней части плафонов поме-

Владимир ЕГОРОВ, Фома АКСЕНОВ

Большой Москворецкий мост.

стили трехсторонние зеркальные рефлекторы для усиления света. Тогда же обязанности фонарщиков перешли от горожан к специальным «хожалым», набранным из пожарных служителей. С 1848 г. стали постепенно заменять масляные светильники на спирто-скипидарные, к 1865-му — на вошедшие в моду керосиновые; в 70 — 80-е гг. прошлого века появились газовые — с разрезными горелками, а затем с ауэ-ровскими сетками (светоиспускающими огнеупорными телами). После изобретения лампы накаливания началось шествие электричества по городам и весям — победное, но неспешное: лишь к 1932 г. в Москве полностью исчезли керосиновые и газовые фонари, а в глубинке и того позже.

В коронационные дни 1883 г. колокольня Ивана Великого озарилась 3500 эдисоновски-ми лампочками: «эффект просто волшебный и нигде еще не бывалый», по отзыву великого князя Константина Николаевича. Восхищенные москвичи наперебой бросились подавать прошения об электрификации своих домов...

Так рождалось и эволюционировало в нашей столице ночное освещение — утилитарное и архитектурно-декоративное, говоря современным языком. Каково оно сегодня?

СВЕТОВЫЕ КОКТЕЙЛИ

В XX в. попросту невозможно представить себе ночной город без игры света. Зажатая вместе со всей страной в экономические тиски Москва оказалась в любопытном положении. С одной стороны, разумно ли тратить деньги на расоту, когда на узких улочках в черами сам черт ногу сломит а в подъезде как во чреве китовом, а из школы ранней зимои надо успеть эвакуироваться дотемна, чтобы не искать дорогу домой по звездам...

С другой стороны Москва — один из крупнеиших центров мировой культуры. Ergo: нельзя жертвовать художественным освещением ради утилитарного — необходим комплексный подход. В1993 г. Моспроект-2 совместно с «Ко-лорцен ром Гипрогора и Московским архитектурным институтом (МАрхИ) разработал концепцию светового оформления столицы. Ее основная задача — гуманизация городской среды. Посему она отдает приоритет: 1) пешеходным зонам перед проезжей частью; 2) памятникам зодчества перед любыми другими строениями; 3) традиционным приемам перед современными в центре города и наоборот - на периферии, где застройка стандартная.

Несколько пояснений. Современными приемами считаются: цветодина-мическая световая графика- газосвет ная реклама; светящиеся остекленные фасады лазеры. Традиционными — статичный заливающий свет и локаль ная подсветка. Первый окатывает объ ект равномерным сиянием сильных прожекторов, а последняя состоит в изящном и ненавязчивом подчеркивании наиболее удачных его архитектурных деталей с помощью встроенных источников света мощностью 70 — 300 Вт. Раньше их почти не использовали -в чем и состоит основное отличие нынешней концепции от прежней. Между тем злоупотребление прожекторами зачастую абсолютно искажает идею архитектора - достаточно привести в пример ряд церквей на Варварке. Поэтому теперь специалисты стремятся подобрать оптимальное сочетание того и другого—то есть как бь смешать све-тшрой коктейль, максимально подходящий к объекту. Кроме того, комбиниру ют лучи разного цвета Наконец разра батывают особые зрелищные программы для будней и праздников Летних и зимних ночей и т.п. Словом nota bene современной светотехнической докт-ринь — варьирование яркости, цветности и режимов'освещения.

Как это делается? Мы обратились в АО «Научно-производственное светотехническое предприятие «Светосервис» — организацию, созданную в 1993 г. по инициативе молодого научного работника МАрхИ Георгия Валентиновича БООСА и возглавляемую им. Своей нынешней репутацией она не в последнюю очередь обязана мэру Москвы. Три года назад Юрий Лужков отдал новичкам подряд на освещение гостиницы «Украина» и собора Иконы Казанской Божьей Матери. Светосервис» справился со сложным заданием настолько успешно (и быстро!), что правительство Москвы в 1994 г. возложило на

(световому оформлению столицы.

С тех пор АО «высветило более 150 объектов - в том числе многие церкви и монастыри все вокзалы большинство мостов и почти все вы сотные здания. В текущем году добавятся еще 60 — прежде всего ста ринные особняки памятники и опять же храмы. «Светосервис - генеральный проектировщик и генподрядчик всей программы, реализуемой в соответствии с вышеупомянутой концепцией. Он тесно взаимо действует с ар итекторами Моспро екта-2. Заказчики же — банки, различные фирмы и, конечно, мзрия.

Не забывают в АО и о рекламе: ведь успех фирмы во многом зависит от того, насколько она уме-^ ет преподнести себя. «Светосер •ei вис» издает красочные проспек-ш-х-_ ты, буклеты, слайды, даже почто I? вые открытки недавно выпустили видеофильм о своей работе. Большой вклад в рекламную деятельность вносит Ирина Яковлев-

!на КАИНСОН, заместитель генерального директора.

Обо всем зтом нам р ссказал технический директор Светосервиса Владимир Михайлович ПЯТИГОРСКИЙ. И добавил, что Лужков поставил перед ними чрезвычайно трудную и интересную задачу по осве-щению здания самой мэрии в воз it?1 духе - российский флаг сотканный _ из света! Решение все таки нашли: •V на крыше смонтировали поисковы Ьг авиационные прожекторы, оборудованные лампами с очень малень кои электродугой и специально подобранными светофильтрами. К сожалению, направить разноцветные полосы горизонтально не удалое Заслуживает внимания и новый В светодизайн Останкинской телебашни, приятно изумивший многих москвичей. Рассказывает руково дитель одной из проектных мастерских «Светосервиса» Александр Сергеевич БУКАТОВ:

— Если раньше часть прожекто ров была смонтирована на высоте 360 м, то мы задались целью высветить всю башню — от основания до верхушки - с земли. Выбрали зе-„ нитные прожекторы АПН-90, изго т^ь иные Московским прожектор ним зчгкадом. Только их пришлое слегка модифицировать чтобы при способить к металло-галогеновым

Оатанкинская телебашня

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 696