Техника - молодёжи 1996-06, страница 63

Техника - молодёжи 1996-06, страница 63

лампам фирмы Osram мощностью 2 кВт. Вообще нам довольно часто приходится вставлять не те источники не в те приборы, потому что специальных архитектурно-декоративных светильников, строго говоря, нет. Точно также мы адаптировали к Osram'OBCKHM киловаттным лампам прожекторы ПФР, установленные на тумбе телебашни для ближней подсветки ее нижней части.

Теперь на башню светят с земли 3 батареи по 7 сильных прожекторов АПН-90; саму ее в пять ярусов до 360-метровой отметки «окольцевали» небольшими осветителями с ртутными лампами типа ДРЛ. Общая мощность всех установок -290 кВт. Между «лапами» башни — светильники с натриевыми лампами: они создают ощущение объемности и придают объекту сходство со взлетающим космическим кораблем. А в пасмурную погоду вокруг него образуется светящийся ореол — ведь лучи не пробивают низкую облачность. В праздничные вечера и ночи работают все приборы, в обычные — некоторые отключены.

Немало сложностей доставил нам мемориал на Поклонной горе, — продолжает Букатов. — Точнее, главный монумент: это шпиль с темным покрытием, и подобрать для него подходящий коктейль» оказалось непросто. Решение нашли такое: установили в нишах мощные прожекторы фирмы Siemens — шесть на удалении 90 м и четыре — на 15 м вокруг шпиля. Почему Siemens? У них узконаправленный пучок лучей и высокая осевая сила света. А зрительного эффекта достигли, опять-таки сочетая металло-галогеновые лампы (дневного света) с натриевыми (желтыми): доля золотистого сияния от основания к верхуш е снижается стального — возрас ает

— У нас есть и объекты, выполненные только локальной подсветкой, — добавил В.М.Пятигорский - Например Детскии мир» и Политехнический музей: они не освещены, а скорее разрисованы светом. Кроме чисто эстетических плюсов, это дает экономию электроэнергии. Что же касается использования разноцветных огней... Парадные входы, высвеченные желтым, или колокольни — желто-белым: «маркер» нашего предприятия. Как и, допустим, сочетание белого с зеленовато-синим — за счет применения разрядных ламп без люминофоров. Очень оживляет!

К сожалению, не все идеи удается вогглотить. Слово Николаю Ивановичу ЩЕПЕТКОВУ, профессору МАрхИ, главному специалисту 20-й мастерской Моспроекта-2, одному из создателей новой концепции архитектурного освещения Москвы и авторов «останкинского> проекта:

— У телебашни много застекленных объемов — ресторан «Седьмое небо», служебные помещения. Я предлагал «окаймить» их ленточ ами из люминесцентных ламп. К сожалению, по ряду причин светотехники не поддержали моего предложения. Это частность, но и в целом реализация нынешней концепции идет далеко не гладко. Разработка и реконструкция ВСЕХ освети-

Электрические лампочки от саранской «Лисмы».

(Окончание на 4-й стр. обложи)

Мемориал на Поклонной горе.

тельных систем в столице пока малореальна по объективным причинам. Мы стремимся соблюдать комплексность подхода хотя бы в уникальных архитектурных ансамблях, где от грамотной подсветки зависит особенно многое.

Затем, о праздничных и зрелищных программах: у нас не получили распространения театрализованные спектакли «Звук и свет» (они родились в 1954 г. во франции и с тех пор устраиваются во многих странах); не используются в должной мере лазеры. В ночном небе они могли бы выстроить как бы второй горизонт, соединяя вы-

Воскресенские ворота.

сотные доминанты городского силуэта затейливым светографическим рисунком. Пока что устроили пробу: несколько ночей подряд над Москвой шарил одинокий зеленый луч...

И все же можно сказать, — закончил профессор — что мы создаем сегодня свой, неповторимый московский стиль светотехники, отличающийся от американского и ряда европейских тем, например, что там в моде АРХИТЕКТУРА СВЕТА (реклама и т.п.): последний, оказываясь в

Эти фонари, разработанные «Саето-сервисом», с легкой руки мэра Москвы стали называть «антивандальными».

центре внимания, скорее СКРЫВАЕТ здания, нежели ПОДЧЕРКИВАЕТ их. Нам же, мое вичам, прямой резон выставлять свою прекрасную старинную архитектуру напоказ.

НЕ ОДНОГО ПРОХОЖЕГО РАДИ

Утилитарное освещение, в отличие от архитектурного, почти незаметно, когда оно есть но вот отсутствие его сразу бррсается в глаза. Сказанное выше насчет чрева китового и прочего более всего относится к Северо-Восточному округу Москвы, стойко держащему первое место по количеству недействующих светильников...

Почему они не действуют—право же, не предмет для дискуссии. Во-первых, пресловутое низкое качество отечественной продукции. Технический директор Мосгорсвета Алексей Васильевич СТЕПАНОВ сообщил нам, что в Зеленограде есть лаборатория со специально оборудованным стендом, где лампы проходят входной контроль: за 15 мин (от включения до полного разогрева) ix тестируют по всем эксплуатационным параметрам. Так вот: из российских люминесцентных типа ДРЛ лишь 50 — 60% признаются годными!

Вторая причина — шаловливые нравы части москвичей и особенно гостей столицы. Проще говоря, вандализм. Хлипкость фонарей столь яв-

Церкоаь во имя Святых Адриана и Наталии на Ярославском шоссе.

но ему способствует, что столичный завод «Эле-ктролуч» приступил к выпуску «антивандальных» светильников — они закованы в броню из сверхпрочного стекла, используемого в пусковых шахтах баллистических ракет (!). Но и на этот продукт конверсии управа нашлась: разбить не разобьешь, а крадут вовсю. Больно уж хороши...

(Бывают и субъективные причины Если в столице с горсвета взыскивают, когда НЕ ГОРЯТ более 5% фонарей, то, скажем, в Ялте — кода ГОРЯТ свыше 40°/с1 Местная специфика...) '

И, конечно, очень укорачивает жизнь лампам скачущее напряжение в уличных электросетях. Его стабилизация — одна из главных целей Мосгорсвета. Год назад он разделил Москву на 9 эксплуатационных районов — по 2 — 3 участка в каждом — и начал приводить в порядок электротехническое хозяйство, изрядно запущенное: ведь при советской власти оно финансировалось по остаточному принципу! Из-за систематической нехватки сил и средств накапливались вовремя не проведенные ремонты и реконструкции. А среди 135 подстанций и тысяч местных устано ок н которые прослужили уже по 30 — 40 лет!