Техника - молодёжи 1996-07, страница 46

Техника - молодёжи 1996-07, страница 46

книжная орбита

ИЗ «ЗАВЕТНЫХ МЫСЛЕЙ» МЕНДЕЛЕЕВА

Начало книги: «Всегда мне нравился и верным казался чисто русский совет Тютчева: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои, Пускай в душевной глубине И всходят, и зайдут оне, Как звезды ясные в ночи; Любуйся ими и молчи. Но когда кончается седьмой десяток лет, когда мечтательность молодости и казавшаяся определенною решимость зрелых одов переварились в котле жизненного опыта, когда слышишь кругом или только нерешительный шопот, или открытый призыв к мистическому, личному успокоению, от которого будят лишь гибельные потрясения, и когда в сознании выступает неизбежная необходимость и полная естест венность прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен, тогда стараешься забыть, что «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ», тогда накипевшее рвется наружу, боишься согрешить замалчиванием, и требуется писать «Заветные мысли». Успею ль и сумею ль только их выразить?..»

Судите сами, сумел ли, — по россыпям заветных его мыслей с разных страниц его книги:

...Потребность общего народного образования вызывается невозможностью тако го строя, при котором лишь малая доля не чужда современности, а преобладающая масса предоставлена собственному историческому течению. ...Общая народная об разованность немыслима без известной степени накопления народного богатства.

...Хотя истина, конечно, одна, но пути к ней не намечаются ныне ни звездами, ни столбами, двигаться же по пути достижения истины необходимо, чтобы не быть насильно увлеченным неизбежно надвигающимися историческими переменами и сознанием ускорить предстоящую эволюцию. Двигаться же можно или в одиночку, или сплотясь группами, ища в разных направлениях, так как идти всей массой сразу, гуртом, как стадо, лишь в одну сторону, можно только под влиянием бессознательного убеждения, причем мало вероятности попасть на верную дорогу.

...Сведения о величине внешних оборо тов не только отдельных стран, но и всего мира представляют огромный интерес для суждения о том, чего мир и отдельные страны достигли, и куда они стремятся в экономическом отношении, влияющем и на весь быт народов, хотя, конечно, не им одним определяются все судьбы истории, так как кроме общего не только мирового, но и государственного, есть свой мир, внутренний, индивидуальный, которым определяется множество людских отношений, над которыми и сосредоточивалось внимание Будды и ему подобных мыслителей.

...Мне бы хотелось указать в своих заметках на главнейшие условия, необходимые для развития всех видов промышленности. Между всеми ними первое преобладающее значение должно приписать свету современного просвещения страны,так как не по случайности, а по прямой внутренней связи, промышленные в современном смысле страны в мире в то же самое время и просвещеннейшие...

...Труда я никогда не боялся, не боюсь и теперь, страшусь только длины времени...

...Для развития общественности люди стремятся из деревень в города, а наша литература такое стремление всеми способами осуждает и, бессильно проповедуя, стремится повернуть течение в обратную сторону, обыкновенно так или иначе припутывая сюда какие-то свои тщедушно духов ные пожелания, забывая, что ни Христос,

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 ' 9 6

Д. МЕНДЕЛЕЕВ: «СПОКОЙНАЯ СКРОМНОСТЬ УШЕР)КДЕНИЙ...>>

Д.И.Менделеев. Заветные мысли. Полное издание (впервые после 1905 г.)., М., «Мысль», 1995 г., тираж 10 ООО, 414 е., серия «Исторические россыпи».

В оследнее время вновь всколыхнулся общественный интерес к одной из самых ярких — бесспорных и спорных одновременно - фигур русской науки. То в одной газете припишут ему авторство русской 40-градус-ной, то в другой вытаща г на первую страницу (АиФ, 1996, № 10) аршинными буквами напечатанный аншлаг: «Был ли химик Менделеев русским шпионом?»...

Да, он был не только химиком. Прекрасно знал физику и математику без чего не смог бы заложить основы метрологии — науки об измерениях. Не чурался нужд промышленности и во многие ее

рои жизни у него сложилось мировоззрение зволюциониста-постепеновца, счи авшего противоестественными и потому вредными практически любые революционные потрясения.

Он был строг к окружающим, но и к себе был не менее строг. Заключительную главу «Заветных мыслей», которая называлась «Мировоззрение», но не вместила всего комплекса его философских взглядов, Дмитрий Иванович не стал публиковать. В зтом издании она приведена — как приложение, и не откажу себе в удовольствии процитировать ее: уж больно хорошо о духе науки там сказано: «Спокойная скромность утверждений обыкновенно сопутствует истинно научому, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоре-

о расли - от нефтепереработки и поро-ходелия до производства продуктов питания — внес бо лее чем серьезный вклад.

Во второй половине жизни с неожиданным рвением занимался сельским хозяйством, экономикой, проблемами народонаселения... Но, прежде всего, по собственному его признанию, Менделеев был просветителем, причем просвещал не только зеленую молодежь, но и правителей тогдашней России. Наиболее дальновидные из них, например С.Ю.Витте и

И.А.Вышнеградский, считали своим долгом прислушиваться к мнению величайшего русского мыслителя.

Наверное, было бы неплохо, если бы в его «Заветные мысли» вчитались и те, кому предстоит сегодня и завтра решать судьбы России. Уже поэтому издание зтой книги без купюр чрезвычайно полезно.

Выпустили ее после долгого-долгого перерыва. Даже в полное ка утверждалос 16-томное собрание сочинений • Заветные мысли» вошли в сильно прореженном виде, поскольку не укладывались в рамки главенствующей идеологии, так же, как, впрочем, и последняя законченная работа натуралиста мыслителя «К познанию России» (1906).

Вот несколько строк из нее: «Если бы, чего не дай Бог, в каком-нибудь виде осуществились где-нибудь утопии социалистов и коммунистов, то число одних тех, кто будет распределять работы, сгонять на них и наблюдать за ними, равно как и за общими порядками, стало бы, наверное, во много раз превосходить число современных служащих Как в воду глядел!

В ходе долгой, многотрудной и многомуд-

чию, истинной науки нет, хотя бывает иногда и художественная виртуозность, и много ссылок на «последнее слово науки». <...> Новое искание истин — зто только и есть наука, но из этого вовсе не следует, что она сводится к «последним словам»...

Мировоззренческие суждения Менделеева — не самое легкое чтение, но думающему человеку «Заветные мысли» способны доставить гурманское, я бы сказал наслаждение.

Для тех, кто не сможет отыскать эту книгу на лотках и в библиотеках, публикуем несколько фрагментов из нее — для «затравки», побуждения к творческим поискам или просто ради просвещ ния... Многое в «Заветных мыслях» выглядит так, будто в наши дни и о наших днях писал и размышлял Дмитрий Иванович. ■ Петр СТОЯНОВ

44