Техника - молодёжи 1996-07, страница 49

Техника - молодёжи 1996-07, страница 49

«СО-ТО», «ХО-РО» И ПЕРВЫЕ «ХО-НИ»

30-е годы ознаменовались тремя локальными войнами: итало-зфиопской (1935 — 1936) в Африке, гражданской (1936 — 1939) в Испании и, наконец, началом затяжной японо-китайской (1937 — 1945) в Азии. Все они, в силу разнообразных условий, не предопределили характера второй мировой, поэтому выводы о перспективах развития японской императорской армии делались на основе первой мировой с учетом появления новых видов боевой техники.

Война с Китаем проходила на обширных пространствах, без сплошной линии фронта и при низком техническом оснащении обеих сторон. Не применялось и новых тактических приемов, и токийские штабисты сочли достаточным ограничиться совершенствованием существующих образцов.

Это касалось и танкостроения — оно пребывало под влиянием опыта 1916 — 1918 гг., а конструкторы старались следовать примеру английских и французских коллег. Еще в 1927 — 1930 гг. японцы приобрели английские танки «Виккерс» Mk.VI, танкетки «Кар-ден-Лойд» Mk.VI и французские, причем «Рено» FT-18 стали выпускать сами под обозначением «Ко-гота», «Рено» NCI — как «Оцу», которые оставались на вооружении, по крайней мере, до 1940 г. Затем же они отошли от заимствования иностранных моделей и взялись за развитие собственного танкостроения. В течение 10 лет было разработано 16 образцов, однако к серийному производству приняли только 7. Проектированием и изготовлением подобной техники занималось несколько ведущих фирм, в том числе «Токио Гасу Дэнки», «Исикадзива Дзидоша Сейсаку-сио», концерн «Мицубиси», «Кобз Сейкошо», а также арсеналы в Нагоя, Осака, Иокура и другие. Тем не менее, производство танков и, особенно, самоходных орудий шло довольно медленно. Так, в 1931 — 1935 гг., несмотря на неоднократные военные конфликты в Китае, японская армия получила всего 574 танка.

С ноября 1936 г. союзницей Японии по «Ан-тикоминтерновскому пакту» стала Германия, где разработки бронетанковой техники развернулись вовсю после прихода к власти нацистов. С 1937 г. немецкие фирмы стали оказывать японским помощь в проектировании танков и самоходных орудий.

А теперь — необходимое отступление. В Японии образцы вооружения и боевой техники с 1930 г. обозначали в соответствии с летосчислением от основания «Империи восходящего солнца» («Кигэнсзцу» — 660 г. до н.э.). До 1940 г. присваивали либо полное число, либо две цифры: например технику, принятую в 1937 г., именовали «тип 2597» или «97». Образцы же 1940 г — как «тип 100». А вот с 1941 г. в индексации использовали только последнюю цифру. Потому-то и встречаются одни и те же марки самолетов, танков, самоходных орудий и их элементов. Больше того, танки и самоходные установки нередко получали названия, составленные из обозначения типа и «счетного» иероглифа: «Чи-ха», «Чи-хе», «Хо-ро», «Хо-ни»... Так, в названии самоходной противотанковой пушки «тип 5» «Хо-ру» числительное соответствует не году ее принятия на вооружение, а номеру разработки. Но и этих правил иногда не придерживались: скажем, «Ха-го» можно перевести как «счетный» иероглиф «три» и слово «модель», «Ка-ми» — «плавающий» и первые буквы названия концерна «Мицубиси».

Не лишне добавить, что уставы и тактические руководства императорской армии, предусматривавшие внезапные и маневренные действия, многие положения заимствовали из немецких. Предполагалось, что пе

хоте, танкам и самоходкам предстоит иметь дело с легко вооруженным противником, не обладающим достаточным количеством противотанковых и других средств. К тому же в ходе боевых действий в Китае и в начале второй мировой войны на тихоокеанском театре массированному применению бронетехники мешали природные условия — война шла в гористой местности и джунглях. Не следует упускать из виду и то, что первое время танкисты добивались успехов в одиночку или в сопровождении пехоты, как правило, без огневой поддержки самоходной артиллерии.

При вооруженном конфликте в мае — сентябре 1939 г. на реке Халхин-Гол впервые выявилось несоответствие многих японских боевых машин современным требованиям борьбы с технически лучше оснащенным противником. В частности, самый массовый танк «Ха-го» («третья модель») оказался слабо бронированным, его боевое отделение — тесным, специальных средств связи недоставало, «мертвое пространство» у бортового оружия было большим. Пришлось срочно оснащать армию новыми танками и самоходными орудиями, предназначенными для сопровождения бронетанковых, механизированных и пехотных подразделений и поддержки их огнем в наступательных операциях.

Первый вариант появился к 1940 г. Это был артиллерийский носитель «Со-то» («транспортер седьмой»), разработанный на базе легкого танка «Ха-го», вооруженный 37-мм противотанковой пушкой «94» и 7,7-мм танковым пулеметом. Двигатель находился сзади, боевое отделение и отделение управления совместили, в нем справа располагался механик-водитель, слева пулеметчик, командира усадили в двухместной бронерубке, в крыше которой имелся круглый двухстворчатый люк. 37-мм пушку открыто установили за бронерубкой. Ее снаряд массой 0,7 кг обладал начальной скоростью 575 м/с и на дистанции 300 м пробивал броню толщиной 35 мм. Защита корпуса самоходки достигала 6 — 12 мм, рубки — 12 мм. Для увеличения опорной поверхности в ходовой части на каждом борту добавили по заднему катку с полузллиптическими рессорами, направляющие колеса опустили к земле. Полная масса «Со-то» составляла 7,4 т, максимальная скорость — 45 км/ч, запас хода — 210 км.

...В боях 1939 г. против советско-монгольских войск на Хапхин-Голе японские танки понесли внушительные потери от огня советских танков и 45-мм противотанковых пушек образца 1937 г. Не меньший урон они претерпели и в сражениях с американцами в 1941 — 1942 гг. Боевой опыт опроверг упорные взгляды японского командования на незыблемость самостоятельности пехоты, танков и артиллерии и заставил пересмотреть программу развития не только танков, но и самоходных орудий различных калибров и назначения. Было решено приступить к разработке последних на базе серийных гусеничных машин. Они должны были придаваться пехотным и танковым подразделениям и в любой момент поддерживать их в бою.

В течение 1938 — 1942 гг. в Японии создавались самоходные полевые гаубицы и мортиры калибром 75-, 105- и 150-мм; 75-и77-мм противотанковые пушки, 20- и 37-мм зенитные установки.

К числу первых относилась 150-мм гаубица «Хо-ро» («артиллерийский второй»), созданная в 1941 г. и предназначенная для оснащения танковых дивизий и моторизованных бригад. Таким установкам предстояло бороться с артиллерийскими и механизированными средствами противника, уничто

жать либо подавлять его батареи, разрушать дзоты, проволочные заграждения и другие сооружения полевого типа, а также живую силу на открытом пространстве и в убежищах. Для этого в боекомплект ввели осколочно-фугасные снаряды массой 35 кг. Сама гаубица «38» (образца 1905 г.) монтировалась в открытой сверху и сзади клепаной рубке, размещенной вместо башни в центре среднего танка «Чи-ха». Тот был изготовлен концерном «Мицубиси», а после окончания активных действий в Китае субподрядчиками по его производству выступили фирмы «Хитачи Сейсакуси» и «Нихон Сейкошо». Корпус «Хо-ро» имел бортовые ниши, наклонный двухскатный лобовой лист. Двухтактный V-образный дизель находился в корме, доступ к нему был возможен через люки в бортах и жалюзи в крыше корпуса. В боевых условиях люки прикрывались броне-крышками, которые на марше поднимались и фиксировались в горизонтальном положении. Топливные баки на 115 и 120 л стояли по бортам, 4-скоростная коробка обеспечивала 8 передач вперед и 2 назад. Ходовую часть выполнили по схеме известного конструктора танков Т.Хара — то, что было на «Чи-ха», дополнили передними и задними катками с независимой подвеской. Крайние через коленчатые рычаги соединялись с наклонными спиральными амортизаторами, открыто размещенными на борту, опорные и поддерживающие колеса были сдвоенными.

Механик-водитель располагался справа в отделении управления, слева находился наводчик, в рубке, справа от ствола, усадили командира, слева — заряжающего. Механик-водитель наблюдал за обстановкой и местностью через смотровую щель в нижней части лобового листа, расчет — через люки с откидными крышками в бронированных бортах. На специальном кронштейне устанавливался зенитный пулемет. Впервые «Хо-ро» применили в апреле 1942 г. в боях с американцами и филиппинцами на острове Лусон, который, в конечном счете, был оккупирован японцами.

75-мм самоходная противотанковая пушка «Хо-ни» («артиллерийский четвертый») выполнялась на той же базе и выпускалась с 1941 г. для оснащения танковых дивизий. Орудие «97» устанавливалось в открытой сверху и сзади клепаной рубке, как на «Хо-ро», но на ее лобовой части имелся дополнительный 16-мм экран.

Эта машина стала сравнительно массовой, с 1942 по 1945 г. войска получили 125 экземпляров. Первое применение они получили в боях на том же Лусоне.

105-мм самоходная гаубица «Хо-ни-М» предназначалась для поддержки пехоты и танков, представляя собой качающуюся часть гаубицы «99» в рубке. Она оборудовалась поршневым затвором ручного действия и обладала значительным откатом. Первое обстоятельство отрицательным образом сказывалось на скорострельности, а большой откат вынудил конструкторов ограничить углы вертикальной наводки, что заметно уменьшило дальность стрельбы.

...Боевые действия, которые японская армия вела в конце 30-х — начале 40-х годов, выявили необходимость ее оснащения улучшенными типами танков и противотанковых орудий, а также недостаток самоходных установок разного назначения. Поэтому японцам пришлось предпринимать спешные усилия по разработке подобных артиллерийских систем, вплоть до 300-мм калибра. ■

Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 96

47