Техника - молодёжи 1996-10, страница 32

Техника - молодёжи 1996-10, страница 32

В августе 1942 г. немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» скрытно проник в Карское море. Там он, как писал бывший адмирал кригсма-рине Ф.Руге, «потопил мужественно и искусно сопротивлявшийся большой ледокол и повредил еще один ледокол, а также ряд других судов при обстреле им 26 августа крупной базы Диксон» (Ф.Руге, «Война на море», пер. с нем., М.,1957). В нашей литературе эти события излагались иначе. Вот, например, что собщали авторы «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза» (т.2., М., 1961): «27 августа «Адмирал Шеер» приблизился к о.Диксон и обстрелял из орудий всех калибров корабли, стоявшие у причалов. Орудия береговой обороны и корабельная артиллерия открыли ответный огонь по крейсеру и нанесли ему повреждения». В «Боевом пути советского Военно-морского флота» (М.,1964) об этом же сказано довольно туманно: «В то время советскому командованию из радиограммы с «Сибирякова» стало известно о нахождении рейдера в Карском море и оно приняло срочные меры к его уничтожению... В порту была объявлена боевая тревога и все наличные средства изготовились к бою». Еще короче писали авторы книги «Северный флот» (М., 1966) И.А.Козлов и Б.С.Шломин: «На следующий день рейдер совершил нападение на о.Диксон, но и здесь получил достойный отпор»...

(^АЛ11ЕР«В<ШНЕЧУДЕС«,

илиЧТО 1Т0И30ШЛ0У ДИКСОНА

Петр

КИРИЛЛОВ

Тот год оказался крайне неблагоприятным для нашей страны. Сначала, с большим уроном, был оставлен Керченский полуостров, затем несколько соединений Красной Армии попали в окружение на Харьковском направлении, потом, после долгой осады, пал Севастополь, не удалась деблокада Ленинграда, немцы вышли к Волге и предгорьям Кавказа. Потеря заводов, оставшихся на оккупированных врагом территориях, сказалась на снабжении войск техникой и вооружениями, а эвакуированные предприятия еще не вышли на полную мощность. Поэтому так важны были военные поставки союзников. Их большая часть направлялась через северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. Для того чтобы прервать арктическую трассу, немцы перебросили в захваченную ими Норвегию и союзную им Финляндию надводные корабли, субмарины и авиацию. Они топили суда, шедшие в «русских конвоях», однако никак не могли помешать судоходству по Северному морскому пути, пролегавшему по внутренним морям вдоль сибирского побережья.

И тогда, летом 1942 г., нацисты задумали набег на советские полярные коммуникации. 1 июля адмирал Карле доложил в Берлин план зтой операции — предполагалось внезапно напасть на караваны в Карском море и разгромить ряд портов. Для чего выделялись тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», пять субмарин и самолеты дальней разведки. Дело в том, что немцам удалось узнать — с 19 июля по 9 августа по Северному морскому пути двинутся три каравана, да и японцы предупредили—с Дальнего Востока на усиление Северного флота направятся три эсминца, они встретятся в проливе Вилькицкого, куда подойдут и советские ледоколы. Тем самым открывалась возможность уничтожить разом и транспорты, и земинцы, и ледоколы — с гибелью последних советское полярное судоходство будет надолго парализовано. Гитлер одобрил представленный план и назвал его «Вун-дерланд» («Страна чудес»).

Итак, немцы готовили судам ловушку, а те разными курсами тянулись в нее. Почему? Начальником Главсевморпути тогда был известный полярник, дважды Герой Советского Сою

за И.Д. Папанин, державший прямую связь с Верховным главнокомандующим и считавший себя ни от кого не зависящим, тем паче от командующего Северным флотом вице-адмирала А.Г.Головко. Видимо, успокоенный тем, что надводные корабли противника пока не появлялись в Карском море, он счел не обязательной охрану там караванов и не сообщал военным график их движения. Так что немцы совершенно верно рассчитывали на внезапность и безнаказанность. Хотя и у них, несмотря на присущую пунктуальность, далеко не все шло гладко.

При выходе в море «Лютцов» наскочил на подводные камни и вышел из игры. Его заменили тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер», но у того забарахлили машины, и «Шееру» пришлось идти одному. А выделенные самолеты-разведчики оказались не готовыми. Тем не менее, «Вундерланд» начали 16 августа. Чтобы отвлечь внимание нашего командования от Карского моря, немцы еще в июле активизировали действия субмарин и авиации в Баренцевом, где им удалось разгромить ставший печально известным конвой PQ-17 и для спасения уцелевших небольшому Северному флоту пришлось выделить значительные силы.

16 августа «Шеер» встретил подводную лодку У-601, но ее командир, пока не найдя караваны, сообщил лишь данные о ледовой обстановке, и крейсер двинулся в Карское море. На следующий день У-209 потопила в Баренцевом море два советских буксира с баржами, погибло 305 человек. 19 августа У-209 и У-456 безуспешно атаковали корабли Беломорской флотилии, входившей в состав Северного флота, а 20-го «Шеер» имел рандеву с У-251, однако и ее командир не располагал нужной информацией.

21 августа, когда крейсер был у архипелага Норденшельда, в разведку отправили бортовой гидроплан, он долетел до пролива Вилькицкого и ничего не обнаружил. Тем временем У-209 и У-456 обстреляли из пушек поселок в губе Белушья на Новой Земле — немцы старались создать впечатление, что действуют только субмаринами и только в Баренцевом море, что, в общем-то, им и удалось.

22 августа, прервав обязательное радиомолчание, в эфир вышел командир каравана,

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0'9 6

находившегося юго-западнее архипелага Норденшельда. Радисты «Шеера» сразу запеленговали передатчик, крейсер ринулся к верной добыче, но попал в густой туман и снизил ход. Вновь выпустили гидроплан, тот опять ничего не нашел и только назавтра заметил стоящие на якоре суда. «Шеер» двинулся к ним, но в который раз попал в туман, к тому же появились плавающие льды, и крейсер долго выбирался на чистую воду. На следующий день командование известило его командира Меендсен-Болькена, что подводники переключаются на «свободную охоту , и У-601 потопила в Карском море транспорт «Куйбышев».

Тогда же капитан 1 -го ранга Монд из британской военной миссии в Полярном сообщил Головко о выходе «Шеера» из Нарвика и подчеркнул, что в Атлантике его не обнаружили, значит, скорее всего, он двинулся на восток. Но в штабе Северного флота не знали об идущих по Северному морскому пути караванах и решили что англичане либо ошиблись, либо упустили рейдер.

В 5 ч утра 25 августа У-255 обстреляла метеостанцию на мысе Желания (северная точка Новой Земли), однако полярники успели донести о нападении. А «Шеер» затаился в Карском море. Иногда с него выпускали воздушного разведчика, но тот попадал в непогоду, а потом неудачно приводнился и его пришлось затопить.

Поскольку крейсер «ослеп», Меендсен-Болькен задумал перехватить какое-либо советское одиночное судно, чтобы получить сведения о караванах и ледовой обстановке. И здесь ему повезло — в тот же день, 25 августа, немцы заметили старый ледокольный пароход «А Сибиряков» (построенный в 1909 г. под названием «Беллавенчер», вместимостью 3000 т, скорость 13 узлов), совершавший обычный рейс между полярными станциями. На запрос с «Сибирякова» Меендсен-Болькен велел поднять иностранный флаг и передать семафором свое название — «Тускалуза» (на самом деле американский крейсер «Тускалуза» стоял в Архангельске). Однако вопросы о ледовой обстановке и координатах караванов насторожили капитана «Сибирякова» А.А.Качара-ву, он связался с Диксоном, узнал, что никаких американцев в этих водах быть не может, взял курс на ближайший остров и начал радировать о появлении противника. Перехватив передачи, «Шеер» перестал церемониться и открыл огонь, «Сибиряков» отвечал из двух 45-мм пушченок. Немцы не знали, что пароход гружен стройматериалами и дивились его непотопляемости. «Сибиряков» пошел на дно лишь через 2 ч после того, как моряки открыли кингстоны...

Меендсен-Болькен понял, что отныне на фактор внезапности рассчитывать не приходится, тем более, что вскоре немцы заметили нашу летающую лодку «каталина», посланную искать пропавший пароход.

Радиограмму «сибиряковцев» передали Па-панину, тот сразу сообразил, чем для него обернется вполне вероятный разгром караванов, позвонил Сталину и пожаловался, что немцы вот-вот начнут топить наши транспорты, а Головко ничего не предпринимает для их защиты. Сталин устроил разнос наркому ВМФ Н.Г.Кузнецову, но комфлот Головко все еще не знал об идущих навстречу гибели караванах и о рейдере. К счастью, и на транспортах приняли сообщение «Сибирякова» и успели укрыться во льдах.

В тот день на Диксон пришел сторожевик СКР-19 — до войны ледокольный транспорт

30