Техника - молодёжи 1996-10, страница 33

Техника - молодёжи 1996-10, страница 33

Схема боя 2t «густа 1942 г. у Диксона. Красным цветом обозначены действия советских кораблей и артиллеристов, синим — немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Цифрами обозначены: 1 — остров Диксон; 2 — остров Новый Диксон; 3 — бухта Самолетная; 4 — остров Конус; 5 — порт Диксон; 6 — пароход *Ki ; 7—сторожевой корабль СКР-19, он Ж( пароход «Семен Дежнев»; 8 — направление стрельбы «С.Дежн *; 9 — маневры немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер»; 10 — огонь «Шеера».

Советский сторожевой корабль СКР-19 (бывший ледокольный пароход главного управления Сев-

«С.Дежнев», построенный в 1938 г. Он доставил грузы и должен был вывезти береговые батареи, установленные для обороны порта: 569-ю, с 152-мм армейскими пушками-гауби-цами; 226-ю, с морскими 130-мм орудиями и 246-ю зенитную. Поскольку вражеские корабли в Карском море не показывались, артиллерию решили переправить на Новую Землю, где создавалась база Беломорской военной флотилии. И потому к приходу «Дежнева» батареи демонтировали. Получив последнее сообщение с «Сибирякова», прибывший на сторожевике военком северного отряда флотилии В.В.Бабинцев и начальник морских операций Главсевморпути в западном секторе Арктики А.Минаев срочно обсудили сложившееся положение и стали ...ждать приказа. А в порту стояли еще лесовоз «Революционер» и пароход «Кара», причем на последнем было от 250 до 540 т взрывчатки — как утверждали портовики, «он был доверху набит аммоналом». Здравый смысл подсказывал — немедленно убрать его подальше от порта, но...

Только в полдень 26 августа командующий Северным флотом получил телеграмму Папа-

морпути «С.Дежнев»): водоизмещение — 7330т; скорость —10,5 узлов; вооружение— четыре 76,2-мм, четыре 45-мм пушки, шесть 12,7-мм пулеметов; мощность силовой установки — 2500л.с.; дальность плавания — 5600 миль; длина — 104 м, ширина — 15 м, осадка — 6,3 м; экипаж — 122 человека. В 1946 г. возвращен владельцу и разоружен, в 1969 г. списан и продан на слом за граничу-

Немецкий тяжелый крейсер (до 1940г. броненосец) «Адмирал Шеер»: водоизмещение — 11700 т; скорость — 28 узлов; вооружение — шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 88-мм орудий, восемь 37-мм зениток, восемь 533 мм торпедных аппаратов, два гидросамолета, одна катапульта; мощность силовой установки — 54000л.с.; бронирование бортов — 80 мм, палубы — 40 мм, башен главного калибра—140 мм; длина— 186м, ширина—20,7 м, осадка—5,8м; экипаж—1150 человек. В апреле 1945г. потоплен в Киле английской авиацией.

Рис. Рвузы БИКМУХАМЕДОВОЙ

нина с требованием отправить в море Лаптевых бомбардировщики на поиски рейдера, следом пришло распоряжение наркома ВМФ предпринять все возможное для защиты арктических коммуникаций. Затем и Головко велел привести в боевую готовность береговую оборону, Беломорскую флотилию, морскую авиацию, эсминцы и подводные лодки. В 20 ч он известил Главный штаб, что в Карском море находится не вспомогательный, как считалось, а тяжелый крейсер противника, что резко меняло ситуацию.

...Меендсен-Болькен смирился с мыслью, что теперь караваны ему не настичь, но не рискнул бесславно закончить операцию и задумал перед уходом как следует «хлопнуть дверью», напав на один из советских портов. Выбор пал на Диксон, поскольку там находился мощный радиоцентр, большие запасы угля, туда стекались данные о движении судов, ледовой обстановке и погоде. Разгром Диксона имел бы катастрофические последствия для навигации в Заполярье.

Было решено подавить остатки береговой обороны (немцы знали, что батареи частично демонтированы), высадить десант. Ему предстояло захватить секретную документацию, а при отходе привести в негодность портовые сооружения.

...Мне довелось беседовать с участниками тех событий, контр-адмиралом К.И.Степиным (тогда одним из офицеров «Дежнева»), капитаном дальнего плавания И.ГШнейдером (рулевым этого сторожевика) и старожилом Диксона М.П.Коршуновым. Судя по их рассказам и по воспоминаниям других ветеранов, дальнейшие события развивались следующим образом.

Первое время на Диксоне царило спокойствие. Две 152-мм пушки-гаубицы батареи лейтенанта Н.М.Корнякова и зенитки уже привезли на причал, морские орудия успели погрузить на баржу. Рядом с «Дежневым» стоял «Революционер», «Кара» была на внутреннем рейде и отлично просматривалась с моря.

Бабинцев и Минаев все еще не верили в нападение, тем более с одного поста наблюдения сообщили о неизвестном корабле, который полным ходом прошел проливом Вилькиц-кого в море Лаптевых. Этой ошибочной информации придали решающее значение и не стали вывозить население из поселков в тундру, подальше от моря. Только в 23 ч поступил приказ Головко о приведении береговых батарей в готовность. И лишь тогда Бабинцев, Минаев и командир «Дежнева» А.С.Гцдулянов поплыли на катере посмотреть, как бы побыстрее вернуть на место находящиеся на барже 130-мм пушки.

Но уже в час ночи 27 августа из поселка Новый Диксон заметили приближающийся 8-уз-ловым ходом боевой корабль. Объявили тревогу, и в 1 ч 25 мин старший помощник командира «Дежнева» С.А.Кротов (Гидульянов, повторяем, уплыл с начальством на катере) повел сторожевик к входному фарватеру, навстречу врагу; на причале же артиллеристы Корнякова и моряки «Революционера» грузовыми стрелами (других приспособлений не было) развернули пушки-гаубицы, не предназначенные для стрельбы по подвижным морским целям. Наскоро вооруженные ополченцы заняли позиции в Старом и Новом Диксоне, чтобы отразить атаку возможного десанта; женщин, стариков и детей, секретные документы спешно отправили в тундру.

В 1 ч 35 мин из-за полуострова Наковальня показался длинный силуэт немецкого крейсера. С «Дежнева», как и положено, запросили

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 ' 9 6

31