Техника - молодёжи 1996-10, страница 43

Техника - молодёжи 1996-10, страница 43

Модель крейсера 1-го ранга 'Аскольд».

▲ Та* рождаются корабли (мастер за работой).

Фрагмент модели крейсера «Ноаик».

Фрагмент модели крейсера «Варяг».

— Сколько же времени заняло?

— Хронометраж начал вести с первой детали. На все про все ушло около 400 ч. Два месяца по 8 ч. Не так уж много. Но, конечно, никто мне не мог позволить такой роскоши — резать и клеить изо дня в день Работал дома, вечерами. . Но получилось Горжусь' Поляки предлагали 400 долл. Не продал Храню дома.

— Тут даже некая символика есть «Россия» не продается... И оценка вашего рабочего времени—доллар в час.

— Я ценю свое время дороже, хотя не на каждой из моих официальных служб могли предложить мне такую оплату.

Кстати, кроме «России» у меня дома еще шесть моделей, сделанных по собственным выкройкам, и с десяток — по готовым.

— И где вы их храните?

— А зто очередное достоинство «картона-шек»: они легкие и их можно вешать прямо на стену. Но я отвоевал у жены орку со стеклянными полками. И еще верх мебельной стенки. Там и стоят.

— А с чего все началось?

— Да как у всех мальчишек—с бумажных корабликов, по весенним ручьям пускал... От моря я жил далеко — в Харькове, затем в Луганске. Ну, конечно, Станюкович, Новиков-Прибой... Потом мамин брат — моряк, служил на

минзаге «Охотск» комендором, участвовал в десанте на Курильские острова. Так что и его рассказы тоже повлияли... Случайно попался в руки польский журнал — «Малый моделяж». Там были готовые выкройки. Попробовал — получилось. А всерьез увлекся в студенческие годы. После курсантской жизни, расписанной по часам и минутам вдруг высвободилась бездна времени. Вот и стал заполнять ее моделированием. Выбора особого не было. «Моделист-конструктор» в те годы давал раскрой лишь канонизированных кораблей «Аврора» да «Потемкин». Стал сам делать чертежи...

Когда началась перестройка и поднялся всеобщий предпринимательский бум, я позвонил на фабрику «Горизонт» в Москве: «Давайте вместо ваших картонных мишек и Чебурашек выпускать модели боевых кораблей». «Давайте!» Привез свои модели, выкройки. Запустили в 1989 г. в производство Успели выпустить модели крейсеров «Аскольд» и «Новик». Потом резко вздорожали полиграфические услуги и все заглохло. Как раз готовили «Варяг«. До чего ж невезучий корабль..

Теперь перешел на книги, брошюры. Выпустил «Линкоры типа «Джулио Чезаре», «Линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», «Полтаву»... Это доходнее... А модели — для души!

— Кто, кроме вас, еще занимается бумажными моделями?

— Если говорить о России, то назову имена Игоря Базанова из Гусь-Хрустального и Валерия Поташова из Санкт-Петербурга. Талантливые ребята. А вообще международный центр картонажного судомоделизма находился в польском городке Олесница под Вроцлавом. Когда-то там ежегодно собирались со своими, как говорят поляки, «карто-нувками» моделисты из ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, СССР. Потом, когда соцлагерь распался, подобные сборы-конкурсы прекратились. Да и билеты во Вроцлав не каждому ныне осилить. Очень хорошо бумажное судомоделирование развито в Германии.

— Странно. Я думал, в Японии. Там ведь даже жилые дома из бумаги строят.

— С японскими коллегами ни разу, к сожалению, не встречался.

— Ну, а ваш сын... Мечта любого мальчишки иметь такого папу который делает потрясающие игрушки виноват, корабли...

— Василий, конечно, любит разглядывать модели, но у него другие увлечения. Я ему свое дело не навязываю. Подрастет — может, загорится.

— Дай Бог! А пока примите от нас пожелание семи футов под картонным килем и попутного ветра в бумажных парусах. ■

Беседу вел Николай АНДРЕЕВ

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 ' 9 6

41