Техника - молодёжи 1997-02, страница 15экспонентом, то членом жюри, перестал появляться в Домжуре и на фотосекции Союза журналистов. Уж не стряслось ли что с коллегой? — забеспокоилась братия-. А случилось непредвиденное. Спустя год после исчезновения, Роберт явился нам совершенно иным человеком, заявив о себе как самобытный и яркий художник, представив на всеобщее обозрение десяток писаных маслом картин на престижной выставке в столичном Манеже. Мы так и ахнули: с виду тот же Роб — те же манеры, тот же лоб с залысинами, те же усы и трубка та же, а вот глаза... Глаза стали другими, исчез давящий взгляд фотомэтра, — в них появился блеск восторженного новичка, вкусившего похвал маститых художников. Восторгаться же было чем. Роберт создал свой мир образов, метафор, ассоциаций, в котором реальность неуловимо пе- штт- реплетается с фантазией. Сострадание к «братьям нашим меньшим», накопленное за десятилетия постоянного контакта с ними, и талант колориста, позволили ему создавать полотна, вызывающие душевный трепет. Да вы сами убедитесь в сказанном, ознакомившись с некоторыми картинами его серии, вопиющими о надвигающейся экологической катастрофе. Художник как бы предупреждает: «Люди, остановитесь, оглянитесь, прекратите глумиться над природой, иначе снова придется строить ковчег!» — Кто же поставил тебя за мольберт? — спросил я друга. — Знаешь, случилось чудо. После того, как мы «обмыли» в Домжуре мой «юбилейный» — тридцатый по счету — фотоальбом, я лег спать, а поутру, словно еще во сне, отыскал лист ватмана, цветные карандаши и набросал эскиз явившейся мне картины. В тот же день купил мольберт, холсты на подрамниках, краски и написал первую вещь. Потом, как в бреду, писал, писал одну картину за другой, без устали и с упоением. Мистика? Отнюдь. Любому чуду есть объяснение. Я, например, так понимаю причину перевоплощения Роберта Папикьяна, Двадцать лет он творил фотоновеллы по заказам — снимал натуру в предельно выгодных ситуациях и ракурсах, в самую под- 2. «Будущий Ковчег». ходящую погоду и, используя все фотографические фокусы, лакировал действитель- И именно Роберт, как никто другой, ощущал, как убывает естественная красота природы под натиском человеческого безрассудства. Он видел, как перепахивали целину, губя несметные стада и естественную жизнь, как превращали пустыни в болота и наоборот, как сушили Арал, резали по живому калмыцкую степь, сводили реликтовые кедровники Алтая, загаживали славное море священный Байкал, заливали нефтью тундру, сжигали тайгу.., В душе накапливался протест. А как его выразить? фотографических средств и техники уже недоставало. Изболевшее сердце не вынесло тяжести действительности, и в мозгу стали зарождаться обра зы, которые Роберт переносил на холст. Вот уже более десяти лет, как произошло Перевоплощение, Роберт Папикьян стал мэтром в новой ипостаси. Его персональные выставки прошли в Москве и Вероне, в Сеуле и Пловдиве. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее народов Востока, Национальном музее культуры Киото (Япония), Российском фонде культуры, Тверской и Пензенской картинных галереях, Киевском и Волоколамском исторических музеях, частных собраниях в России, Америке, Германии, Израиле, Канаде, Франции, Италии... Бывает же такое! ■ Юрий ЕГОРОВ Т Е X Н И К А - М 0ЕЖИ 2 19 7
|