Техника - молодёжи 1997-03, страница 15ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 ' 9 7 Так Эдвард Мьюбридж (1830 — 1904) сумел впервые запечатлеть на фотопленке последовательные фазы движения. неслись лошади. На своем пути они разрывали протянутые к затворам тонкие шнуры и автоматически фотографировались в той или иной фазе движения... На съемки бегов американский фотограф Эдвард Мьюбридж потратил шесть лет — с 1872 по 1878 г., а губернатор Калифорнии миллиардер Лиленд Стенфорд — кругленькую сумму. Заметим, что богач отнюдь не радел за технический прогресс в области кинематографии. Он только хотел доказать, что когда лошадь скачет галопом, ее ноги (все четыре) какую-то долю секунды не касаются земли. Доказать не любопытства ради, а для приумножения капитала: он заключил пари и выиграл. Впрочем, если бы и проспорил, мы все равно не остались бы внакладе: благодаря чудачествам калифорнийца на Всемирной выставке 1893 г. в Чикаго пресса чествовала Мьюб-риджа как «изобретателя первых проецируемых на экран оживших фотографий». РУЖЬЕ ДЛЯ ФИЗИОЛОГА Фотокамеру, похожую на нарезную винтовку, сделал французский физиолог Жюль Марей. С ней он «охотился» на пролетающих птиц, желая разглядеть мельчайшие детали их полета. Фоторужье Этьена Жюля Марея (1830- 1904). Выражаясь по-научному, Марея интересовала задача, противоположная кинематографической: разложение движения на фра менты, а не синтез его. Фоторужье Марея при спуске курка делало 12 снимков в секунду. А чтобы кадры не налезали друг на друга, ученый сконструировал механический затвор. Так Марей впервые разделил кадры при высокоскоростной съемке. И совсем неважно, что потом в кинематографе для этого использовали лентопротяжный механизм. Главное, физиолог сформулировал проблему, а способы ее решения — дело второе. Кстати, пленкой ему служили расположенные по кругу стеклянные пластинки с фотоэмульсией. Прямо скажем, ненадежная вещь для натуралиста. Понимая это, Марей заменил их светочувствительной бумагой. Тоже не оптимально, но несколько долговечнее. Итак, дело за пленкой. ДОСУГИ СВЯЩЕННИКА . Устав от служения Господу, причетник епископальной церкви города Нью-арка (североамериканский штат Нью-Джерси) Ганнибалл Гудвин в 1887 г. занялся фотографией. Он сделал первую целлулоидную фотопленку. Двумя годами позже ее изобрел и промышленник Джордж Истмен, что привело к многолетнему спору о приоритете. Но для нас это не имеет значения. Важно, что их усилия не пропали даром: в июле того же 1889 г., англичанин Уильям Фризе-Грин подал заявку на патент совершенно нового съемочного аппарата — кинокамеры, с помощью которой можно было делать серии фотографий на непрерывно движущуюся целлулоидную ленту (фотопленка не годилась из-за жесткости). Правда, пришлось пойти на хитрость: дабы придать целлулоиду гибкость, Фризе-Грин нагрел его над па-J»^ ром. Получился мягкий комок. ' Его, как тесто, Грин раскатывал скалкой до тех пор, пока не возникла тонкая пленка — «фильма» (от англ. film — кожица). Это слово вошло во все языки. Фризе-Грин умер в 1921 г. в Лондоне, выступая с докладом перед британскими деятелями кино. В его карманах нашли 1 шиллинг 10 пенсов. Человек, заложивший основу киноиндустрии с ее миллиардными прибылями, скончался в жестокой нужде. Некоторые его современники оказались куда практичнее. ДОПОЛНЕНИЯ МЛАДШЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА В 1902 г. верховный суд США отказал Томасу Алве Эдисону в притязаниях на изобретение кинематографа — на том основании, что уже было несколько аналогичных французских и английских заявок. К тому же, оценивая движущиеся картины лишь как незначительное «дополнение» фонографа, Эдисон не счел нужным проецировать их на экран. Все исследования в области кино Эдисон поручил своему ассистенту Вильяму Диксону. Первой его разработкой стал кинетоскоп — устройство, в механической части похожее на «колесо жизни». Кинето-скопический фильм шел со скоростью 40 кадров в секунду, а 25-сантиметровый щелевой затвор давал экспозицию в 1/6 с. 14-метровая кольцевая пленка, освещаемая снизу электрической лампой, протягивалась с постоянной скоростью при помощи электропривода. К сожалению, фильм мог смотреть лишь один человек — точнее, подсматривать через маленькое отверстие в корпусе кинетоскопа, словно в замочную скважину. В 1894 г. синдикат Раффа и Гэммона стал производить кинетоскопы серийно, продавать их по цене 250 — 300 долл. за штуку и устанавливать в местах народных гуляний. Естественно, потребовались фильмы. Их снимали на 7,5 — 9-метровую (позднее 17-метровую) пленку кинетографом (разработка того же Диксона, запатентованная Эдисоном в 1893 г.). Он весил несколько центнеров и работал от электродвигателя на батареях. Махина передвигалась по Смотреть в кинетоскоп — детище Эдисона — неудобно во всех отношениях, но делать нечего — таким было первое кино. На схеме внизу — внутреннее устройство аппарата: 1 — окуляр; 2 — затвор; 3 - источник света; 4 — пленка; 5 — ручка. рельсам за солнцем (поскольку требовалось естественное освещение), а актеры были вынуждены перемещаться на новое место действия. Все это происходило в павильоне студии Эдисона «Черная Мэри». В том же 1894 г. синдикат Магера и Бал-куса получил право продажи кинетографа за границей, а поскольку Эдисон своевременно не озаботился получением международного патента на съемочный аппарат, его легально начали копировать по всей Европе. Итак, пленку и камеру изобрел Фризе-Грин, проектор — Эдисон; все это выпус кается серийно, картины снимаются, люди стоят в очередях, дабы их посмотреть,— значит, кино существует. Тогда ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЛЮМЬЕРЫ? Демонстрация американских киноновинок в Париже вдохновила Огюста и Луи Люмьеров на создание КИНЕМАТОГРАФА — устройства, совместившего в себе камеру и проектор. В отличие от неподъемного эди-соновского агрегата с питанием от бата 13 |