Техника - молодёжи 1997-03, страница 16

Техника - молодёжи 1997-03, страница 16

рей, это был легкий аппарат (8 кг) с механическим заводом.

Разница в массе забавно повлияла на содержание фильмов. До того американские кинокартины были в основном постановочными — их снимали в студиях при искусственном освещении неподвижной камерой. Люмьеры же сделали ставку на документально е кино: запечатлевали уличные сценки, рабочих, спешащих на завод, пеизажи, прибытие поезда — словом, повседневную жизнь. Съемочная технология

Устройство «синематографа» братьев Люмьер. Кинопленка(1), проходя через рамку (2), вручную перематывалась с одной бобины (3) на другую. Пер одически перекрываемый источник света проецировал изображение через объектив (4).

французов очень скоро стала европейским стандартом. Можно предположить, что именно особенности конструкции аппарата предопределили американский и европейский киностили.

Засылая своих операторов, вооруженных кинематографом, в самые экзотические тогда страны — Россию, Японию, Австралию, — Люмьеры сделали главное: кино из развлечения для единиц стало самым массовым и доступным из искусств XX в. ■

ПАРАД ПРЕМЬЕР

Первый открытый кинопоказ состоялся 22 мая 1891 г. в лаборатории Т.А.Эдисона в Уэст-Орэндж (штат Нью-Джерси, США). Присутствовали 147 делегаток Национальной федерации женских клубов.

Первый фильм, показанный на экране, — «Выход рабочих с завода Люмьер». Он был снят Огюстом и Луи Люмьерами в августе — сентябре 1894 г. в Лионе и демонстрировался 22 марта 1895 г. перед членами Общества содействия национальной индустрии.

Первые сюжетные фильмы — «Политый поливальщик» (Франция, 1895, реж. Луи Люмьер) и «Казнь королевы Марии Шотландской» (США, 1895, реж. Альфред Кларк).

Первый цветной фильм — «Мир, плоть, дьявол» (Великобритания, 1914, реж. Мартин Торнтон). Правда, он был создан аддитивным способом — то есть обычные черно-белые кадры попросту раскрасили. Настоящее же цветное кино родилось в 1935 г., когда на экраны вышел игровой фильм «Бекки Шарп», сделанный американским режиссером Рубеном Мамуляном по методу гидротипии.

Первые звуковые фильмы — «Мелодия мира» (Германия, 1929, реж. Альфред Хичкок), «Три маски» (Франция, 1929, реж. Ан-дре Югон). □

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ

Первый киносеанс люмьеровскои программы устроен 4 мая 1896 г. в петербургском театре «Аквариум» Франсисом Дублье.

Первые любительские киносъемки — 1896 г. (операторы В.Сашин, А.Федецкий, С.Комаров).

Первое кинопредприятие создано в 1906 г. представителем иностранной кинокомпании Александром Ханжонковым.

Первое киноателье открылось в 1907 г. в Петербурге на базе фотоателье Александра Дранкова.

Первый художественный фильм — «Понизовая вольница» («Стенька Разин», 1908, киноателье Александра Дранкова, реж. Александр Ромашков).

Первый полнометражный игровой фильм — «Оборона Севастополя» (кинофабрика Ханжонкова, 1911, реж. Василий Гочаров и Александр Ханжонков).

Первый многосерийный фильм — авантюрно-приключенческий фильм «Сонька— Золотая ручка» (1914 — 1915, 8 серий, снятых разными режиссерами на разных студиях).

Первый звуковой игровой фильм — «Путевка в жизнь» («Межрабпомфильм», 1931, реж. Николай Экк).

Первый цветной игровой фильм — «Гру-ня Корнакова», вскоре был переименован в «Соловей-соловушка» («Межрабпомфильм», 1936, реж. Николай Экк). □

КИНО И СЕКС

Первый поцелуй на экране — в фильме «Вдова Джонс» (США, 1896, исполнители — Мэй Ирвин и Джон Раис).

Рекордное количество поцелуев на один фильм — 127 («Дон Жуан», США, 1926, реж. Аллан Кросленд; целовались: Джон Бэрримор, Мэри Астор и Эстелл Тейлор).

Самый длинный поцелуй — 3 мин 5 с, выполнен Джейн Уаймен и Риджисом Туми в фильме «Ты теперь в армии» (США, 1940, реж Льюис Сайлер).

Первый фильм с настоящим половым актом — «Они называют нас «модами»» (Швеция, 1967, реж. Ян Линдквист и Стефан Ярл, спаривались Кента Густавсон и Стоффе Свенсон).

Первый порнофильм, показанный в кинотеатрах, — «Голубая Глотка» (США, 1972, реж. Жерар Дамиано). □

КИНО — КНИГА ГИННЕССА

Самые экранизируемые литературные произведения (в скобках — количество снятых по ним картин, включая пародии и фильмы «по мотивам»): «Золушка» (95), «Гамлет» (64), «Кармен» (58), «Доктор Дже-кил и мистер Хайд» (52), «Фауст» (51), «Ромео и Джульетта» (50), «Три мушкетера» (44) «Дама с камелиями» и «Дон Кихот» (по 36), «Макбет» (28).

Самый экранизируемый писатель — Уильям Шекспир (307 фильмов и 41 модернизированная версия).

Самые популярные киноперсонажи — Шерлок Холмс (в 211 картинах сыгран 75 исполнителями, в том числе чернокожим актером Сэмом Робинсоном), граф Драку-ла (160 фильмов), Монстр Франкенштейна (115), Тарзан (98), Зорро (70).

Самые популярные исторические личности в кино — Наполеон Бонапарт (194 фильма), Иисус Христос (147), Владимир Ленин (86), Адольф Гитлер (74), Клеопатра (40), Иосиф Сталин (38).

Самый дорогой фильм — «Водный мир» Кэвина Рейнольдса (бюджет 200 млн долл.).

Самая большая массовка — в фильме «Ганди» (Великобритания — Индия, реж. РичардАттеноро), в финальной сцене похорон: 94 560 контрактных исполнителей и 200 тыс. бесплатных статистов.

Максимальное число погибших на съемках — 40 человек (фильм «Меч султана Типу», Индия, 1989). ■

I НО ВЫ ЖЕ НЕ ВСЕ СКАЗАЛИ!..

Прочел в вашем журнале материал о лам-О повой звуковоспроизводящей аппаратуре (имеется в виду статья А.Щекотова и А.Артемьева «Электронная лампа умерла — да здравствует электронная лампа!» в N° 8 за 1996 г.— Ред.). Действительно, качество звука в ламповых усилителях выше — в си-^ лу более линейных характеристик. Но вы забыли еще о некоторых особенностях радиоламп. Например, радиационная стойкость. Роботы-трактора, работавшие в зоне чернобыльской аварии, выходили из (ij строя: «горела» полупроводниковая начин

ка. А будь она ламповой, они сохраняли бы «трудоспособность» несравненно дольше. Затем, у электровакуумных приборов недурные перспективы в компьютерной технике. Аналоговые ЭВМ, имея 5<0,1% (а по стандарту достаточно 1%), характеризуются эквивалентным быстродействием — 10— 10 операций в секунду (интегрирование и другие) — и занимают мало места. Аналоговый компьютер на микролампах типа 6Н1Б или 6Ж1Б способен заменить ЦИФРОВОЙ НА МИКРОПРОЦЕССОРАХ, причем гораздо больших габаритов! Плюс радиационная выносливость, необходимая,скажем, в условиях космического полета. Вы вот сетуете, что опять, мол, не оказалась Россия впереди планеты всей. Но почему бы нашим предприятиям не заняться сборкой микроламповых компьютеров? И приоритет обеспечен! ■

А.Нефедов, Ростов-на-Дону

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ  3 ' 9 7

МОДЕЛИ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Качественные КОПИИ ЧЕРТЕЖЕЙ моделей кораблей и судов в масштабе 1:100, 1:50, 1:25 Вы можете заказать НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ по нашему каталогу. Коллекция включает более 100 комплектов чертежей боевых кораблей, транспортных и специальных судов. Большой раздел занимают старинные и современные парусные суда, туристические катера. Чертежи сопровождаются сведениями о судах-прототипах, а также рекомендациями по постройке и окраске моделей.

Каталог и бланк заявки будут высланы по Вашему письменному запросу наложенным платежом.

Стоимость каталога 2000 рублей.

Адрес для заявок: 123100, г. Москва, абонементный ящик 24.

Ждем Ваших заявок! ■

14