Техника - молодёжи 1997-03, страница 33

Техника - молодёжи 1997-03, страница 33

МОСКВА ВОДОЙ ОБЕСПЕЧЕНА, И ДОВОЛЬНО ОБ ЭТОМ!

И они заставляют нас полностью переменить свое отношение к воде. Вот компетентное суждение генерального директора Московского муниципального предприятия «Мосводоканал» Станислава Владимировича ХРАМЕНКОВА:

— Мы теперь отказались от термина «потребление воды на душу населения» в прежнем смысле — кто сколько ее хочет. Существует научно обоснованная норма: 160 л в день. Ее совершенно достаточно, и столичный водопровод подачу такого количества обеспечивает с лихвой — как, впрочем, и 10 — 15 лет назад. В последние два-три года главнейшей задачей — причем триединой, то есть экологической, экономической и политической — стало водо-сбережение.

Конкретно она может быть выражена так: уменьшить забор воды. Говорил же Вернадский: вернитесь к природе! — вот мы с

водной

СТОЛИЦЕ

вами и должны повернуться к ней лицом. Используется лишь малая часть воды, выкачанной из рек и водохранилищ, но загрязняем-то мы ее ВСЮ! А потом сливаем в систему канализации! Если это дело не прекратить — каждые 10 лет придется вводить в строй новое сооружение, подающее полмиллиона кубов ежесуточно, что, как нетрудно догадаться, стоит бешеных де

нег. Между тем технологически уже сегодня вполне реально стабилизировать забор воды, а в недалеком будущем — снизить его.

Реально, добавим мы, но на практике ар-хисложно. Чтобы понять почему, полезно проследить весь генезис московского водопровода.

ВОДОВЗВОДНАЯ БАШНЯ, ПОГАНЫЙ ПРУД И МЫТИЩИНСКИЕ КЛЮЧИ

В 1633 г. в подземелье наугольной Свиб-ловой башни Кремля выложили из белого камня колодец и соединили его трубой с Москвой-рекой. Поступающую из нее самотеком воду особая машина, работавшая на конном приводе, качала из колодца в «водовзводные лари» (по-современному — баки). В их честь и башню переименовали в Водовзводную. Так возник в Москве первый напорный водопровод.

Обслуживал он исключительно Кремль;

остальной город в стародавние времена снабжался водой как придется — из родников, рек, прудов. В источниках последних двух типов она не отличалась чистотой: например, пруд в усадьбе А.Д.Меншикова справедливо называли Поганым (и лишь в 1701 г. после радикальной санации переименовали в Чистый). Причина проста: в те же водоемы сливали нечистоты, фабричные и банные стоки, берега щедро заваливали мусором... На практике все это привело к эпидемии чумы 1770 — 1771 гг. — она и заставила государыню Екатерину издать

указ: «...произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города».

Четверть века строился мытищинский водопровод (см. нашу статью «Мосты из прошлого» в предыдущем номере журнала). Он заработал 28 октября 1804 г. Еще четверть века спустя его пришлось реконструировать: Ростокинский акведук, по которому вода поступала на Алексеевскую водокачку, просел, участок галереи в Сокольнической роще вовсе обвалился... Вода, правда, продолжала поступать, но уже не столько мытищинская, сколько попутная — тоже хорошая, родниковая: она просачивалась сквозь трещины в кирпичной кладке. В 1828 — 1833 гг. отремонтировали акведук, возвели водокачку с двумя паровыми машинами, на втором ярусе Сухаревой башни установили бак на 6,5 тыс. ведер, а от него провели трубы к пяти водоразборным фонтанам — один из них, Петровский на Театральной площади, сохра

нился до наших дней. В 1853 — 1858 гг. под руководством военного инженера А.И.Дельвига водопровод модернизировали, а в 1880 — 1896 по проекту Н.П.Зимина целиком перестроили. Он действует и поныне, но обслуживает только город Мытищи.

СТО ЛЕТ ЭКСТЕНСИФИКАЦИИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

На рубеже XIX и XX столетий инженер Н.П.Зимин, предвидя дальнейший скорый рост Москвы — а она тогда уже стала горо

ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ

Подводящий канал Восточной станции.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ  3 ' 9 7

31