Техника - молодёжи 1997-07, страница 37

Техника - молодёжи 1997-07, страница 37

Отечественный штатный саперный костюм.

пускных ценах от $3 до $15!). Между тем в 1993 г международ ое сообщество смогло выделить лишь 70 млн долларов на разминирование самых «горячих» регионов — Афганистана, бывшей Югославии, Камбоджи и Мозамбика. Итак, на ликвидацию даже минимального годичного прирос а (2 млн) придется выложи ь 1,4 млрд долларов.

УСПЕХИ УМЕРЕННЫ

Недавно двенадцать высокопоставленных генералов, в том числе штурман «Бури в пустыне» Норман Шварцкопф и председатель

Комитета начальников штабов Джон Шали-кашвили направили открытое письмо Биллу Клинтону с требованием запретить применение мин. Однако весной нынешнего года президент, невзирая на свои предыдущие высказывания, разрешил Министерству обороны устанавливать новые «глупые» мины в Южной Корее, а «умные» — везде, где «возникнет необходимость».

Правда, Конгресс США еще в 1993 г. — после четырехлетней активной агитации сенатора Патрика Леги — наложил трехгодичный мораторий на экспорт наземных мин, а затем принял закон о полном запрете их установки армией США в течение 1999 г. По мнению сенатора, если США явят образец государственного гуманизма, введя полный запрет на производство, продажу и установку наземных мин, большинство стран мира последует их примеру.

Ну а пока Канада, ставшая неформальным лидером международной кампании, созывает конференцию 28 государств, стремящихся к этой цели. Сама Канада и еще около дюжины стран уже решили полностью прекратить производство мин, а Германия, Австралия и Новая Зеландия приступают к унич ожению своих минных запасов.

В сентябре 1995 г. на конференции ООН по пересмотру Конвенции об оружии 1980 г. оживленно обсуждались технические и военные аспекты использования наземных мин, но вопрос об их глобальном запрете не был даже включен в повестку дня. Предложения запретить хотя бы «глупые» мины также не прошли. Главными противниками поправки стали четыре названных выше крупнейших экспортера этого оружия.

Такой исход конференции побудил присоединиться к кампании запрета Международный комитет Красного Креста. UNICEF объявил о бойкоте всех фирм, имеющих хоть какое-то отношение к производству мин и торговле ими. А главный уполномоченный ООН по делам беженцев Садако Одата заявила: «Лично я не вижу практически никакого различия между теми, кто использует их, и теми, кто их производит...

И хотя сегодня подобная дея ельность не противоречит закону, та смертельная дань, которую мины собираю с ни в чем не повинных жителей Земли, однозначно квалифицирует ее как преступление прот ив человечества».

Слишком эмоционально? Может быть Но давайте трезво

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Если не принимать никаких мер, то быстрый рост применения противопехо ных мин в обширных регионах планеты гарантирован на длительную перспективу. Слишком уж много стимулов такого роста, «прекрасно» дополняющих друг друга: дешевизна, эффективность, простота и удобство применения, причем именно в конфликтах современного типа, прежде всего в странах третьего мира; особая привлекательность примитивного оружия для партизан и террористов; постоянно обеспеченный массовый спрос, определяющий высокую прибыльность производства, а значит, дальнейшее снижение цен. Таким образом, порочный круг замыкается.

Ситуацию многократно усугубляет неэффективность обезвреживания неконтролируемых мин. Долгие сроки и высокая стоимость разминирования несоизмеримы с затратами времени и средств на их приобретение и установку. По сути, пока не удае ся даже хоть сколько-нибудь замедлить этот катастрофический процесс. А ведь «глупые» невыявленные мины остаются опасными на десятилетия, причем по-прежнему будут поражать в основном стариков, женщин, детей...

Допустим, половина, даже три четверти ПМ — «официальные», контролируемые регулярными частями, установленные по всем правилам создания минных заграждений. Судя по приведенным цифрам (которые продолжают расти), оставшейся четверти неконтролируемых вполне хватит на то, чтобы стать действительно массовым разрушительным фактором, вызвать тяжелые социально-экономические последствия и сделать невыносимой жизнь населения целых стран.

Если не принимать никаких мер... ■

ПРАКТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОТИВОПЕХОТНЫХ МИН

Сотрудник миссии Международно "О Красного Креста итальянский хирург Джино Страда прооперировал тысячи людей, пострадавших от мин, в десяти странах. Обобщив свой опыт он классифицировал эти устройства, так сказать, не теоретически, а практически. То есть — учитывая не столько их технические данные, сколько особенности наносимых ими повреждений. Конечно, то и другое тесно связано, но все же, если вы — не производитель мин, не партизан и не террорист, вам, наверное, важнее второе...

Для начала — некоторые общие сведения.

Противопехотная мина (ПМ) может быть фугасной либо осколочной

Фугасная, как правило, срабатывает от давления (на корпус или чувствительную пластину), то есть взрывается при непосредственном контакте с человеком; поражения наносятся энергией самого взрыва.

Осколочная мина срабатывает при натя

жении чувствительных тросиков (растяжек), отведенных от нее в одном или нескольких направлениях; поражения наносят разлетающиеся в несколько раз быстрее пули на десятки и сотни метров металлические фрагменты — заложенные во взрывное устройство либо образованные при разрыве его сегментированной оболочки.

Что же ждет человека, пострадавше о от взрыва ПМ?

Как правило, говорит Страда, жертвы мин моментально оказываются в критическом состоянии: у многих повреждены жизненно важные органы, частым исходом является травматическая ампутация (то есть, попросту, о рыв конечностей).

При этом по внешнему виду повреждений далеко не всегда удается выявить тяжесть состояния. Пациент с единственной ранкой на бедре, но рассекшей бедренную артерию, может умереть буквально в любую секунду от обильной потери крови. Нередко даже обломки раздробленных при взрыве

костей вызывают опаснейшие травмы.

Хирургическое лечение подорвавшихся на минах — может быть, самая сложная и рискованная область медицины. Ну а теперь вспомним, что такое полевой госпиталь в районе боевых действий: примитивное оборудование, антисанитарные условия, нехватка персонала, инструментов, лекарств, а иногда и отсутствие воды и злектричес" ва. Хирурги же в подобных случаях обязань быть мастерами на все руки: у пациента — одновременно повреждения кровеносных сосудов, мозга, органов брюшной и грудной полости, ортопедические травмы...

Решающим этапом операции становится тщательная очистка ран: восходящий взрыв вбивает в них грязь, камешки, траву, обрывки одежды и обуви пострадавшего. Еще важнее удалить все отмирающие и ослабленные ткани — иначе неизбежна послеоперационная инфекция, крайне опасная для жизни.

Характер поражений, наносимых минами обоих названных разновидностей, зависит от их технических характерис ик, способа

ТЕХНИКА — МОЛО/]

[ЕЖИ 7 97

И

in