Техника - молодёжи 1997-09, страница 19

Техника - молодёжи 1997-09, страница 19

нию огня по ним. Кроме того, значительно меньшая стоимость трехколесок, по сравнению с другими типами бронеавтомобилей позволила бы быстро наладить их массовое производство. По концептуальному решению трехколесные броневики являлись прообразом танкеток, получивших широкое распространение в начале 30-х гг.

22 апреля 1916 г. трехколески были осмотрены представителями Главного военно-технического и Главного артиллерийского управлений, причем «означенные лица нашли трехколесные автомобили в принципе очень удачными и выразили желание произвести над ними широкие опыты». Испытания, проведенные в мае-июне, показали, что трехколесные броневики очень маневрены, подвижны и устойчивы. Однако пушечный автомобиль получился несколько перегруженным (масса 2 6 т) по сравнению с пулеметными (масса 1,8 т) и вследствие этого обладал худшей проходимостью. Поэтому предпочтение отдали пулеметному варианту. Заказ на постройку двадцати таких машин улучшенной конструкции был дан Ижорскому заводу в июле 1916 г.

В это же время по проекту прапорщика Улятовского в мастерских Офицерской стрелковой школы построили небольшой четырехколесный бронеавтомобиль. Шасси для него собрали из деталей разбитых автомобилей. Первоначально эта машина имела один пулемет в задней части корпуса, причем для уменьшения габаритов пулеметчики располагались лежа. Позднее пулемет заменили 3-дюймовой противо-штурмовой пушкой, что, однако, привело к перегрузке броневика, масса которого составила 3 т.

Что касается трехколесок, заказанных Ижорскому заводу, то первый такой бронеавтомобиль испытывался 13 октября 1916 г. Подтверждая идеи Филатова, машина уверенно передвигалась по песку и вспаханному полю. Конструктивно она не отличалась от машин Офицерской стрелковой школы, но была легче (масса 1,4 т), имела один пулемет и двигатель конструкции Ижорского завода. Пока точно нельзя сказать, сколько броневиков из заказанных двадцати было построено. Достоверно известно, что до конца 1916 г. их изготовили 8 штук. Однако есть основания считать, что в течение 1917 г. весь заказ был выполнен.

В октябре 1916 г., по распоряжению Главного управления Генерального Штаба, трехколесные бронемашины отправили на фронт для испытаний в боевой обстановке. Их получили 1-й (две пулеметных), 7-й (две пулеметных), 8-й (две пулеметных и одна пушечная трехколесная) и 9-й (одна пулеметная) броневые автомобильные дивизионы. Судя по донесениям командиров дивизионов, в боях машины показали себя хорошо.

Активно использовались трехколески и в гражданской войне. Так, 21 августа 1918 г отряд из трех таких броневиков под командованием Аджаналова отправился из Петрограда в Баку «на помощь бакинскому пролетариату».

Осенью 1918 г. одна трехколеска под названием «Фибра» входила в состав 1-го броневого автомобильного дивизиона Добровольческой Армии. В апреле 1919 г. она была разбронирована в Екатеринодаре «ввиду изношенности и боевой непригодности».

Как минимум один трехколесный броневик имелся в составе авто-броне-пулемет-ного отряда охраны Смольного, убывшего на фронт в мае 1920 г. Последние сведения об этих машинах относятся к февралю 1922 г., когда в Управлении броневых сил РККА еще числилось четыре трехколески. ■

ЭХО «тм»

«МОЙ ДОБРЫЙ СТАРЫЙ ДРУГ..»

Я давний поклонник «ТМ». Еще будучи школьником, покупал его в газетном киоске нашего райцентра, г.Олевска. Как раз в гот год (1969-й) он стал публиковать одну из своих интереснейших рубрик — «Историческую серию», о самолетах. Затем, с января 1970 г., беспрерывно был подписчиком. Всегда с большим интересом и нетерпением ожидал каждый номер. А когда он приходил (в те времена не было ни одного случая, чтобы его не доставляли), испытывал своего рода праздник души. До сих пор в образцовом порядке храню все комплекты журнала.

И вот, к большому огорчению, после известных, так сказать, событий, а точнее с середины 1992 г. связь с вами полностью прервалась. Сколько раз в городском отделении бывшей «Союзпечати» я умолял о подписке на любимый «ТМ», но мне постоянно отказывали. Сперва требовали расплатиться российскими рублями. Когда же приобрел эти деньги (что сделать было трудно, поскольку у нас несколько лет не было пункта обмена валюты), опять отказали, сухо пояснив — мол, на российские журналы подписка отменена. Огорчению моему не было предела!..

Нынешней весной, в одно из воскресений, продавал я на городском базаре часть своих запасов сухой черники, грибов, клюквы. Слава Богу, что леса, плотной стеной окружающие наш городок, полны всяческими дарами природы. Сосед по прилавку, торговавший подсолнечными семечками, был местным жителем, хотя и не был мне знаком. Возле него валялись газеты, от которых он отрывал куски и свертывал из них кульки.

Под этими газетами лежал какой-то единственный журнал. В ожидании покупателей я попросил посмотреть и ахнул от приятнои неожиданности — то был мой добрый старый друг, «Техника — молодежи» (N° 8 за 1996 г.). Тут же, за пол-литра, выкупил его у этого мужика, хотя сам абсолютно не употребляю спиртное (кроме хорошего индийского чая и свежего прохладного молока ничего не признавал и не признаю). Поинтересовался, откуда у него журнал, — оказалось, что его родственник возил в Москву грибы и там где-то приоб рел на дорогу еще осенью. Поскольку ровно пять лет не держал и нигде не видел «ТМ» (в наш район никому не присылают), я дрожащими руками раскрыл его и каждую страницу просмотрел с большим волнением и любопытством. С глубоким удовлетворением отметил, что журнал сохранил свои интересные рубрики прошлых лет — «Историческую серию», «Наш музеи»... Правда, «Антологию таинственных случаев», кажется, пропустили. А зря, ведь она непременно присутствовала в конце 60-х — начале 90-х годов, всегда читаясь с большим желанием. Привыкший почти четверть века подряд видеть неизменную форму и полиграфическое исполнение, был приятно удивлен происшедшими в этом отношении переменами — «ТМ» как

бы помолодел, став еще более красочным и привлекательным. Ну что ж, молодцы товарищи редакторы!

Кстати, из этого номера с большой радостью узнал о прекрасном подарке читателям, особенно тем, кто интересуется историей авиации. Вышел в свет красочный, иллюстрированный журнал «Авиамастер» — приложение к «ТМ» — и готовится к печати не менее увлекательный фотоальбом с изображением униформ одежды летчиков РККА периода 1935 — 1945 гг. Загорелся огромной охотой купить эти издания. Уважаемые работники редакции, умоляюще прошу выслать за надлежащую уплату каждое из них в двух экземплярах. Буду очень рад и признателен.

Желаю вам всем благ человеческих! □ Александр СОРОКА, I Олевск Житомирской обл.

И БУД ЕТ ВЕЧЕН!

Дорогая редакция! Пишет вам давний и верный друг1 Прочитав в N6 этого года, в рубрике «Эхо «ТМ», письмо Б.Васильева, хочу высказать свое мнение о журнале.

Но сначала о себе. Мне 39 лет, по образованию горный техник-электромеханик, ныне — работаю в авторемонтной мастерской.

С «ТМ» познакомился 27 лет назад. Мальчишка, увлекающийся военной техникой и мечтающий стать военным, увидел в киоске красочный журнал с танками, самолетами. Там было все, что меня интересовало. С тех пор «заболел» вашим журналом, собирал все номера за любые годы, покупал, обменивал, получал в подарок. И горжусь: у меня, пожалуй, единственная в городе «библиотечка ТМ», начиная с 1965 г., а отдельные номера есть и с 1959 г.

Увы, моя мечта — собрать все подшивки за весь период выхода журнала — пока неосуществима. В связи с этим — предложение: попробуйте перепечатывать номера, начиная с самых первых за 1933 г. Я не шучу. Уверен — желающих приобрести факсимильно воспроизведенные раритеты окажется немало.

И хотя я был против изменения облика журнала, происшедшего в 1994 г., — тем не менее всегда буду принимать его таким, какой он есть. И постараюсь остаться подписчиком, чего бы это мне ни стоило.

Приятно удивляет постоянство журнала, приверженность определенным темам, преемственность сотрудников. Здорово, что руководителями «ТМ» становятся его воспитанники, а не посторонние люди. Значит, журнал не теряет своего лица, бережно хранит свои замечательные традиции, о чем говорят и основные разделы, и рубрики.

И не надо изменять направление издания, идти в угоду модным веяниям. Оно должно служить старому и верному принципу: доступно и доходчиво — о новом; все — о старом; гипотезы и прогнозы — о будущем.

«ТМ» уже 64 года привлекала и привлекает своих многочисленных подписчиков. И я верю, что он еще долго будет доставлять радость нам — его поклонникам и друзьям. Раз выдержал сталинские, хрущевские, брежневские, перестроечные времена, то переживет и наше смутное время. И будет вечен! Чего от чистого сердца желаю! ■

В.Вальтер

г.Карпинск, Свердловской обл.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 97

17