Техника - молодёжи 1997-09, страница 24

Техника - молодёжи 1997-09, страница 24

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

— У тебя Фазиль Искандер в файлах имеется? Дочке в школе задали, а книг его у меня нет.

— Сейчас посмотрю... Есть парочка статей, но ей ведь рассказы нужны? На всякий случай повесил на тебя, ночью заберешь. А лучше пройдись по книжным сайтам — то ли в Новосибирске, то ли в Питере видел его книжки; у нас в Москве не ищи...

Из телефонного разговора двух сетевиков

ГЛОБАЛЬНАЯ ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

Камень, глиняные дощечки, свитки папируса, пергаментные фолианты, бумажные тетради сшиваемые в тома... Папирус компактнее дощечек, бумага дешевле пергамента. Гусиным пером писать намного легче, чем стилосом, а одна типографская машина может заменить миллион монахов-переписчиков... Прошли столетия, прежде чем книга обрела привыч ную для нас форму. Но в конце XX века, несмо тря на высокое развитие полиграфии и срав нительную дешивизну печатной продукции, уже и бумага стала не самым удобным носите лем для сумасшедшего потока информации: слишком чувствительны архивные и библиотечные фонды к условиям хранения, слишком много места занимает печатная продукция, очень сложен поиск нужного документа или произведения. Да еще проклятие любого архива и книгохранилища — едкая пыль, вызывающая профза олевания их сотрудников... Попытки перевести тексты на микрофильмы частично сняли насущные проблемы, но появилась новая без специального устройства читать такую книжку нельзя. Да и пленка тоже весьма уязвима.

С развитие компьютерных технологии воз никли принципиально новые носител <\ информации: емкие, компактные, долговечные. К примеру, на одном лазерном диске диаметром 5 дюймов (12 см), свободно размещаются десятки тысяч творений разных авторов - не каждая домашняя библиотек, сравнится с этим. К тому же электронная форма представления текста обеспечивает практически мгновенный поиск нужного произведения или главы не только по имени автора или названию, но даже по набору слов жажем, по запомнившейся фразе или имени третьестепенного пе сонажа Такой способ поиска не применим к обычной библиотеке

А развитие компьютерных сетей позволяет любому человеку без особых затрат и усилии растиражировать собственное творение и донести его до благодарных (или не очень) читателей в таких масштабах какие типографии не снились В электронных сетях существуют свои книжные развалы, читальни и дискуссионные клубы: платные и бесплатные, тематические I* бессистемные, художественные, научные, справочные, технические...

Вот начинающий сочинитель закончил свои первый опус... Что с ним делать? Нести в редакцию > В какую? Да и с рашно опытные акулы пера — редакторы и рецензенты набросятся раскритикуют, раздраконят, завернут . До типографии-то дело может и не дойти. Публиковать за свои кровные? На свои страх и риск? А вдруг эта «нетпенка» и впрямь никуда не годится? Одно — услышать похвалу жены или приятеля, совсем другое — р спродать тираж

готовой книги, чтоб хотя бы частично окупить вложенные средства. Именно тут на выручку могут прийти компьютерные сети: и в неком мерческой Фидо, и в платной Интернет давно существуют способы довести до широкой публики свои мысли и чувства. Выложил текст на всеобщее обозрение — и через пару-тройку дней читаешь ругательные отзывы восторженных читателей из разных городов отечества и русскочитающего арубежья («...опять свою лабуду шлешь!»). Если же рассказ, повесть, роман и впрямь удались, то и предложения от издателей могут последовать. Естественно, от тех, кто сам являе ся абонентом сети.

Что же касается рядового читателя, то с его точки зрения электронные книги — чудо, о котором раньше только мечтали. Не выходя из дома, можно заглянуть в крупнейшие библиотеки мира, полазить по частным коллекциям библиофилов и тут же, не отрываясь от монитора, прочитать или скопировать для себя любую понравившуюся вещь. Нет доступа в Интернет? Не беда, в любительской сети Фидо существуют файловые книжные эхоконферен-ции: подписался на такую — и сиди, смотри, как на винчестер твоего компьютера бесплатно «скачиваются текстовые файлы, отправ ленные доброхотами из других городов и даже стран. Уж тут, правда, «что почитать» выбираешь не сам, а доброжелатель-отправитель (обычно это фэны какого-нибудь автора или жанра о мениваются между собой оллекция-ми, попутно снабжая всех подключившихся). Впрочем, обзаведясь знакомствами, можно и попросить прислать что-либо новенькое — кто нибудь из завзятых собирателей обязательно откликнется, ведь файл не книга: его невозможно заиграть», «зачитать» - отсыла-ется-то копия.

Не нравится читать с монитора? Устают глаза? Какие проблемы, это же не микрофильм — распечатай на бумаге любимым шрифтом и читай сколько влезет. Хочешь — с картинками, хочешь — так. Лазерный принтер «выплюнет» роман среднего размера без иллюстраций минут за 10 — 15. Дороговат правда, — качественная плотная бумага и картриджи с красящим порошком больших денег стоят. Да и принтер надо иметь, или хотя бы доступ к нему. Типографская продукция обойдется дешевле; ну так есть !ыбор — оценил творение «по диагонали» и думай: распечатывать самому, купить с лотка или вовсе пройти мимо, невзирая на красочную обложку и деланыи восторг зазывалы-продавца.

АВТОРЫ И ИХ ФЭНЫ

Всем хороша электронная книга... Всем ли? Мы забыли об одной сравнительно малочисленной, но самой заинтересованной группе людей — об авторах. Нет, не о начинающи эти творят на голом энтузиазме и потому электронная форма их вполне устраивает, и не о графоманах, ставящих известность превыше материальных благ и готовых ради нее вложить собственные средства в тиражирование своих сочинений. Речь о писателях-професси

оналах, чьи произведения мы покупаем, тем самым оплачивая их труд.

Вот одна из возможных ситуаций: написал маститый прозаик очередной роман и в виде файла (набор-то нынче компьютерный) отнес в журнал или издательство. Прочитали ответственные работники, нашли кучу ляпов, автор с замечаниями согласился и решил роман доработать Довести, так сказать, до кондиции. Но в редакции рукопись проходит через несколько рук Допустим, что некто, из числа не самых сознательных сотрудников, решил поделиться новым чтивом со своим приятелем. Тот, в свою очередь, оказался абонентом сети, а у сетевиков много читающих друзей в других городах и странах... В итоге черновик, попав в сеть, в считанные дни разлетается по всему свету. Предположим, автор и издательство сработали быс ро и через пару-троику месяцев на прилавки магазинов и лотки уличных торговцев поступила новая книга . Увы, ее почти никто не берет ибо большинство потенциальных читателей не только ознакомились с черновиком романа, но даже вдоволь поизга-лялись над его недостатками. (Отметим, что описанная ситуация более вероятна для произведений определенных жанров: фантастики, детективов и некоторых других, пользующихся массовым спросом, — преимущественно именно они резво кочуют по компьютерным сетям. Но как раз эти сочинения и приносят коммерческий успех их издателям и авторам от продажи тиража, поэтому ущерб от предварительной публикации в сети может быть весьма ощутим. — Ред.)

В такой ситуации писатель, помимо материальных издержек, несет и моральный ущерб: поди докажи господам издателям, что это не по твоей вине или халатности текст попал в сеть, да и читательское мнение о твоих способностях после прочтения его сырого варианта буде оо ветствующее Главное же, нарушаются основные права сочинителя, ибо огласно статье 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г № 5351 -I «Об авторском праве и смежных правах» разрешить обнародовать произведение в любой форме может только сам автор и никто кроме него.

Впрочем, введение редакциях и ипогра-фиях жесточайше о режима по «учету и хранению электронных публикаций» тоже не спасет: едва книга выйдет, как добровольные «распространители» наготове: на сканере три сотни страниц типографско т> текста перегоняются в электронную форму за один день, еще пару дней уйдет на считывание и правку ошибок, допущенных программой- распознавалкой» Таких фэнов жанровой литературы, которые специально отслеживают выпуски любимых авторов и делятся с риятелями из дру их городов своими новыми приобретениями, дабы потом всласть пообсуждать понравившееся, — предостаточно, причем делаю они это совершенно бескорыстно, не жалея времени и сил. И, разумеется, вопреки все тому же Закону об авторском праве (согласно его статье 4 экземпляром считается любая материальная форма копии, в том числе и электронная). В итоге мало-мальски привлекательное произведение появляется в электронных сетях уже на четвертый день после выхода из типографии О каком тут переиздании вести речь?

У нас абонентов сетей пока не столь много, хотя их общее число уже превосходи тиражи самых популярных новинок. На Западе же, даже в глухих его провинциях, многие подключены к Интернет и не меньше наших соотечест

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 97