Техника - молодёжи 1997-09, страница 25

Техника - молодёжи 1997-09, страница 25

венников любят халяву». Да и Россия старается не отставать. Конечно, на московских, питерских, новосибирских и прочих интернетовских сайтах выкладывается намного меньше книг, чем, к примеру, на одном только сервере Конгресса США или даже любого американского университета. Но количество - дело наживное. К тому же есть еще и некоммерческая сеть Фидо: ежедневно по ее каналам во все

концы страны разлетаются десятки новых про изведений, чьи авторы могут и не подозревать о столь широком их «тиражировании». А если и узнают? Что им предпринять в этой ситуации? Пока ограничиваются предупреждениями в адрес организаторов и «администраторов» книжных файловых эхоконференций (на сетевом сленге, файл-эх, или фэх), вроде такого:

«Разведка донесла, что по твоей фэхе прошло несколько моих произведений, взятых, по всей видимости, с пиратского сидюка «Text Collection» (о нем ниже. — Ред.).

Хотя твоя фэха, судя по ее правилам, также не в ладах с законом об авторском праве, прошу впредь воздержаться от распространения моих произведений без санкции автора.

Учти, что в будущем подобное пиратское распространение может обернуться реальными неприятностями с законом, так что, по крайней мере, к авторским правам граждан России тебе же выгоднее относиться с большим уважением...»

Но технология и правила ведения эхоконференций таковы, что отправить файл в путешествие может любой владелец компьютера с модемом, администратор же конференции (в сети его называют модератором) узнает о факте отправки и сможет наказать (отключить от своей файл-эхи) виновника лишь постфактум.

БИБЛИОТЕКА... ИЗ-ПОД ПОЛЫ

Подозреваю, что иной читатель подумает: «То же мне проблема! Модемщиков в России так мало, что все эти сети, сайты, файл-эхи никак не могут повлиять на книжный рынок».

Так-то оно так. Пока. Сети, и коммерческие, и любительские, растут как на дрожжах. Но есть и другой способ относительно дешевого распространения электронных книг — издание дисков CD-ROM.

Первая же попытка выпустить в свет электронную библиотеку на лазерном диске «Text Collection version 1.0», используя цивилизованные способы отношений с авторами (издатель известен, ряд авторов дали свое согласие на участие в проекте), закончилось жутким скандалом.

Юрий Нестеренко, Москва:

«Недавно я узнал о выходе CD, на коем, в разделе Unknown authors (!!!), находится 20 моих

произведений. Я что-то не припомню, чтобы давал согласие на распространение моих вещей в виде файлов до их издания в печатном виде. Мы это просто не обсуждали. Но уж во всяком случае я и в страшном сне не мог позволить распространять их без указания автора! Требую объяснений». Сергей Бережной, Санкт-Петербург: «1. Я совершенно официально заявляю, что тексты Юрия Нестеренко никогда не распространялись мною в сети. Предоставленные автором файлы использовались только для организации публикаций.

2. Упоминание моего имени и адреса на компакте «Text Collection» Игоря За-гуменнова право-

Покамест авторы прося г...

мерно только в отношении произведений, которые было разрешено авторами распространять в файловом виде. В остальных случаях ссылка на меня как на агента неправомочна.

3. Распространяемые мной файлы содержат имя автора, знак защиты авторских прав, а также следующий текст:

«Данное художественное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия владельца авторских прав на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ».

При подготовке CD «Text Collection» из всех файлов это уведомление было удалено, что является прямым нарушением условий рас пространения.

Текст, помещенный в ридми-файле: «...находящиеся на этом диске, распространяются в электронной форме с ведома и согласия владельцев авторских прав либо их литаген-тов», — является в общем случае ложью, так как реально это обговаривалось лишь с очень ограниченным кругом авторов (в основном, киевских) и лишь с двумя агентами — мной и Дмитрием Громовым (Харьков), чем и объясняется присутствие там наших фамилий.

Ни я, ни Дмитрий Громов не могли дать Загу меннову разрешение на публикацию на CD текстов писателей, которых мы не представляем. Кроме того, здесь присутствуют произведения, категорически не предназначавшиеся для распространения (черновики, наброски личные заметки, файлы верстки и т.д)

4. В настоящий момент я знаю о резко негативной реакции ряда авторов на появление электронных публикаций их текстов на CD «Text Collection». В частности, по этому поводу достаточно сурово высказался Борис Стругацкий. По моей информации, агентство «Классик» (СПб), представляющее интересы ряда авторов, готовит исковое заявление на издателей этого CD за нарушение авторских прав его клиентов.

5. Я отзываю свое разрешение Загуменно-ву на участие текстов представляемых мною авторов на издаваемом им CD. Я не буду пре

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 ' 9 7

23

следовать его в судебном порядке за публикацию произведений, на которые он получил у меня разрешение, но сохраняю за собой право преследовать его в судебном порядке за публикации, на которые он не получал разрешения — в том числе произведений Юрия Нестеренко.

6. Я не снимаю с себя вины за то, что принял участие в издании пиратского CD, передав права на публикацию ряда текстов. Теперь совершенно ясно, что делать этого не следовало. В обмен на свое разрешение я получил бесплатный экземпляр CD, репутацию агента, который участвует в пиратских проектах, и подставил свое издательство, которое теперь ассоциируют с этим пиратским изданием. Бесплатный экземпляр я готов вернуть. А доброе имя попытаюсь восстановить теми способами, которые считаю для этого приемлемыми».

Дмитрий Громов, Харьков:

«...официально заявляю, что для публикации на текстовом компакт-диске «Text Collection» мною были предоставлены И орю Загуменно-ву произведения только тех авторов, с которыми сотрудничает творческая мастерская «Второй блин» (Харьков). Все предоставленные мной тексты были либо опубликованы ранее в бумажных изданиях, либо находились в свободном доступе в сети Fido, либо — и то, и другое одновременно. На тексты, находящиеся под эксклюзивом, было также получено разрешение издателей.

Мною было выдано разрешение Игорю За-гуменнову выпустить предоставленные мною тексты на компакт-диске тиражом не более 1000 экз.

В настоящее время фактический тираж «Text Collection» составил 4000 экз., в 4(!) раза превысив максимально оговоренный!

Как только это стало мне известно, я немедленно отправил Игорю Загуменнову официальное запрещение на дальнейшее тиражирование вышеупомянутого CD, и мною было получено подтверждение, что это сообщение За-гуменновым получено.

С этого момента, в случае дальнейшего тиражирования «Text Collection», я оставляю за собой право на любые разрешенные законом санкции против издателя CD, вплоть до судебного преследования».

Андрей Чертков, Санкт-Петербург:

«Сегодня утром мне позвонил Александр Старцев... (Если кто не знает, это известный питерский рок-журналист, в 80-е годы — ре дактор самиздатовского журнала «Рокси».) Повод для звонка: ему стало известно, что на небезызвестном диске Игоря Загуменнова «Text Collection № 1»опубликована его фантастическая повесть «Путешествие на Черную Ухуру». Будучи человеком далеким от компьютерных дел, он попросил меня разъяснить си-

«Kl-computers» g (812И22-69-19

Компьютеры IBM (от $159, в рублях по курсу ЦБ РФ), комплектующие, апгрейд, ремонт, CD.

Всё по почте.

189510, С.Пб-Ломоносов, а/я 649 Для ответа вложить конверт и марки

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Фатастика в журнале техника-молодёжи в 80-е годы

Близкие к этой страницы