Техника - молодёжи 1997-09, страница 26туацию: как такое случилось и возможна ли компенсация за незаконное использование авторских прав и возмещение морального ущерба, поскольку повесть на диске опубликована в жутко урезанном варианте, а кроме того,— не указан второй автор повести А.Дидей-кин. Я рассказал ему, что происходит вокруг этого диска, и объяснил, что в настоящее время материальная компенсация вряд ли возможна. Тогда он попросил меня довести до всеобщего сведения, что возмущен фактом этой публикации, но особенно тем, что повесть опубликована под одной его фамилией, без указания соавтора. Кстати, я сверил текст, имеющийся на диске, с единственной бумажной публикацией повести — в фэнзине «Измерение Ф» (1988, № 2), — и с удивлением обнаружил, что публикация на диске, по сути, представляет собой лишь жалкий огрызок повести, обрывающийся буквально на полуслове,— в общей сложности не более 10% оригинального текста. Хочу добавить и от себя. На диске я обнаружил ряд критических и публицистических материалов, которые я готовил как автор и как редактор. Естественно, санкции на их публикацию — не давал никому. Но что особенно печально — нашел там несколько своих рецензий, а точнее — «болванок», поскольку это черновой, рабочий материал, так и не доведенный до публикабельного состояния, ибо проект, для которого я их готовил, так и не состоялся. Я вообще не понимаю, как эти файлы попали на диск, поскольку я их НИКОМУ НЕ ДАВАЛ! Я могу лишь предположить ЧЕРЕЗ КОГО эти файлы попали к Загуменнову. Впору проводить служебное расследование и давать кому-то по рукам. В любом случае, я считаю, что публикация черновых материалов является не только серьезным нарушением моего авторского права, но и болезненным ударом по моей репутации. Короче, я настоятельно прошу Игоря Загу-меннова прекратить дальнейшее тиражирование данного диска. В противном случае с моей стороны могут быть предприняты самые разные меры, включая судебное преследование с предъявлением иска за нанесенный моральный ущерб (что, как вы понимаете, стоит гораздо дороже, нежели компенсация за нарушение авторского права)». НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ... Приведенные письма — лишь жалкий отголосок бури, которая прокатилась по электронным специализированным эхоконференциям, где общаются авторы, критики и издатели. Причем вопрос ставился достаточно широко: как в принципе защитить автора от пиратов? Как обеспечить сбор средств с читателей для оплаты авторского труда? Сегодня изготовить копию обычной книги на ксероксе много хлопотнее и дороже покупки оригинала. Пиратским способом (без договора с автором и без выплаты ему вознаграждения) издают и обычные книги, но это требует больших вложений. К тому же доля гонорара не столь уж велика в суммарных затратах на выпуск книги, коммерческий успех которой просчитан. Поэтому книгоиздание довольно быстро входит в цивилизованные рамки. Иное дело — лазерные диски. На один компакт помещаются тысячи текстов нескольких сотен авторов. Если всем им выплатить законный гонорар — сумма будет астрономической. Чтобы покрыть ее (расходами на составление и тиражирование диска в срав нении с ней можно пренебречь), придется назначить такую цену, что этот компакт почти никто не купит. Иначе говоря, затраты на его выпус даже в малой мере не будут компенсированы доходом от продаж. Пиратский же «сидюк» с более чем 8-ю тысячами текстов стоит не дороже пары обычных книжек — 4 — 6 дол., в зависимости от места покупки, а спрос на него достаточно велик уже сегодня (что же будет завтра, когда «персоналка» с дисководом CD-ROM станет таким же предметом первой необходимости, как телевизор?). Итак, выпускать лицензионные копии Полупиратский диск «Text Collection» и его полностью пиратская перепечатка. Text Collection Домашняя Библиотека .... Ой-ля! Это интересно'!! ••«• пая йоииюи и компактная rnilra на ВшЛ>м cml БМлюгып текстов* iracTm ной живописи. Суммарный оОми библиотъ и составляете 600 ООО страннцъ привычнаго инижнаго фор taia А танжъ мная галъ-рея картииъ и рисукковъ въ фориатъ JPG и GIF - сръд торо ъ Валеджо Да«1. Рейд tjuri Mjmtuv Эшеръ и проч. н пр ч «книжных» дисков - дело разорительное, а пиратские — весьма прибыльное. (Доказательством чему — появление на рынке уже не скольких вариаций скандального компакта, примерно с тем же набором произведений, но под другими обложками и названиями.) Пожалуй, это самое серьезное препятствие на пути цивилизованного издания электронных библиотек. Воистину, «не продается вдохновенье», а рукописи на рынке лазерных дисков ни к чему — в ходу бесплатно копируемые файлы. УДАРИМ ПО ПИРАТСТВУ РЭКЕТОМ? Подозреваю, что лицензионно чистый «книжный» диск появится не скоро. А новые копии полупиратского издания вовсю штампуются и открыто продаются в самых людных местах. И писатели с этим ничего не смогут сделать. Значит, издателям и литагентам уже сейчас нужно продумывать способы защиты авторских прав. На государство тут рассчитывать не стоит. Ибо ситуация с электронными книгами, полностью повторяющая пиратство в сфере ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 97 программирования, — выгодна и рядовым на-логопла ельщикам, и чиновникам. В бывшем Союзе с тотальным дефицитом оваров и избытком денег существовало три основных способа распространения программ (и не только их): списать, стянуть, обменять (и лишь в последнюю очередь, да и то для организаций, — купить). Сеича ситуация аналогична — с точностью до наоборот: товаров много, а вот денег у большинства населения нет. Отчасти поэтому почти всех устраивает положение дел, при котором любой человек со средним достатком может почти задаром посмотреть последний западный фильм (который не то что не вышел на экраны в Штатах, но даже еще не смон-ирован окончательно!), за гроши купить и послушать музыкальную новинку или в той же палатке приобрести лазерный диск с про-раммами на 10 ООО дол. всего за 4 — 6 дол. (то есть 25 — 35 тыс. рублей). Покупателя это устраивае — потому что дешево и доступно, власти негласно довольны — потому что значительная часть людей, требующих наряду с «хлебом» также и «зрелищ», частично насыщается без малейших с их (влас ей) стороны усилий, ну и, наконец, дополнительные рабочие места налицо: пи-раты-копировщики ь продавцы нелегальной продукции — при деле, трудятся в поте лица, а не торчат в очередях на бирже труда или на митингах. Оставшиеся же «с носом» авторы — такая малочисленная группа, которой, с точки зрения теневых и властных стру тур (часто смыкающихся), можно и пренебречь... Единственное, на что удается сподвигнуть блюстителей закона,— провести рейд по рынкам, киоскам и прочим злачным местам», — с целью немножко попугать торговцев интеллектуальным краденым, а более для того чтобы самим подзаработат на мелкой пиратской сошке. Вот и укрепляются бедный автор и его дотоле законопослушный издатель в убеждении, что есть лишь один способ защиты их интересов, давно уже вошедший в обиход в других областях деятельности. Как прямо выразился участник вышеописанного орячего диспута: «Не давать тексты в сеть, а если кто соскани-рует и выпустит пиратски — круто наезжать. И не самим, а с омощью заинтересованных издателей, которые несут от этого прямые убытки. Они, если надо, таких пиратов и к суду привлекут, а не докажут — так вышибал натравят, чтоб другим неповадно было!» Так что же: ударим по пиратству рэкетом? Какая там статья в УК?.. Есть закон об авторских правах, но не разработаны механизмы их защиты. Да и общественное мнение не осуждает пиратство. Отношение к интеллектуальной соб твенности как ко всенародному достоянию воспитывалось в течение поколений, не так-то прос о за несколько годков привить прямо противоположную модель поведения подавляющему большинству населения, особенно, если существующее положение дел его устраивает. Родился новый мощный конкурен книжнои индустрии в целом. Подозреваю, что многие заинтересованные лица такого поворота событий просто не заметили или не осо нали. Да, пока электронная книга делает первые робкие шаги, но к началу следующего века, через каких-нибудь два-три года, начнется лавинообразный рост таких изданий. А способы защиты писателей в новы условиях не только не разработ аны, но даже еще не намечены. ■ Ш by HarryFan version 1.0 24 |