Техника - молодёжи 1997-10, страница 19

Техника - молодёжи 1997-10, страница 19

кто такой этот Яксарт. Он будто пропустил мимо ушей вторую половину вопроса, а на первую ответил вопросом же: « А вы не улавливаете закономерности в продолжительности этих циклов?!» — и пустился в рассуждение о том, что, в отличие от циклов Чижевского, периды экономических и политических перемен, по Кондратьеву и Яксар-ту, уменьшаются, а число их — не бесконечно. К 2091 г. роль этих циклов должна сойти на нет — из-за ограниченности ресурсов планеты и нарастания экологических проблем.

Неизбежен переход к новым общественным отношениям в условиях строгого регулирования потребления и производства в общемировом масштабе. Изменится отношение к государственной и частной собственности, а часто высмеивамое ныне директивное планирование станет неизбежным. И, разумеется, несравненно более совершенным, чем нынешнее, — безо всяких секвестров и конъюнктурных соображений.

На диаграмму разными цветами нанесены циклы Чижевского, Кондратьева и Абрамова (Яксарта) за три последних векв. Где — какие, додумайтесь сами. Если читали статью более или менее внимательно, это не составит труда.

Шарль Фурье в свое время называл подобное общественное устройство СОЦИАНТИЗМОМ. Как человек науки Юрий Андреевич ничего не имел бы против этого названия, а читатели «ТМ» наверняка услышали в нем отголоски всеязыч-ного «социо» и французского «сьяно (или английского «сайнтифик»)...

эпилог про яксарта. С Юрием Андреевичем Абрамовым мы встретились еще раз спустя несколько месяцев в его московской квартире, где главные жильцы — книги, много тысяч книг. Он показывал красочный том «Истории мвту им. Баумана», к созданию которого, что называется, руки приложил; увлеченно рассказывал о том, что сейчас в мире пошел 6-й кондратьевский цикл, причем длинный — он закончится лишь в 2046 г. Заметил, между прочим, что годы

смены лидерства в геополитических циклах совпадают, как правило, с началом или концом очередного цикла Чижевского.

Но я — вредный! Напомнил собеседнику о Яксарте, о том, как он, Юрий Андреич, ловко ушел от ответа на вопрос о нем при первой встрече. Он попробовал поступить так же и в этот раз. Номер не прошел! Я был настырен по-журналистски. И тогда с интонацией героя классического анекдота о человеке, которому надоел телепат («Ну, нет у меня, нет у меня лодочного мотора!»), мой собеседник покаялся, что Яксарт — его псевдоним, что он, а не кто-то иной — автор геополитических циклов. Слово же «Яксарт» означает эллинское название реки Сырдарьи, на берегах которой 10— 12 тыс. лет назад существовала, как полагают, прародина индоевропейской культуры...

Все мы — зациклены в большей или меньшей степени. Кто на чем. Зацикленность на циклах, поверьте, далеко не самая худшая. А вдруг Яксарт-Абрамов окажется провидцем того же класса, каким стал, как выяснилось, Чижевский?! ■

МАРШ-ПРОТЕСТ ПРЦДОРОЖНЫХ СКУЛЬПТУР! ва '

Сногсшибательную штуковину, украшающую собой обложку этого номера в улучшенном полиграфическом исполнении, сотворил англичанин Пол Вильяме, наименовав свою параноидально-критическую конструкцию (читай «Дневник одного гения» Сальвадора Дали) «СЛА8НЫЙ МАЛЕНЬКИЙ БЕГУН». Кокетливый кузов микролитражки автор мудро позаимствовал на свалке, а вот могучие голенастые конечности ему при -шлось сооружать собственноручно из фибергласса, металлолома и обрезков выхлопных труб. Нехилая эта работа была проделана с единственной целью: сказать решительное «НЕТ» британскому правительству, задумавшему осквернить графство Беркшир (родину всемирно известных свиней универсального типа!)... какой-то автомобильной дорогой длиною 9 миль (14,4 км).

Прослышав об этом, общественная организация Friends of Earth («Друзья Земли») немедленно встала на дыбы, на все лады живописуя в прессе «ужасный ущерб, который нанесет всеобщее автопомешательство уникальным древним ландшафтам Южной Англии». А чтобы выразить свой протест понагляднее, у обочины старого шоссе - на том самом месте, откуда должно протянуться новое ответвление! - энтузиасты развернули обширную экспозицию т.н. экологи-

включающую в себя разнообразные перфор-мансы и, разумеется, умопомрачительные скульптуры соответствующей тематики.

К примеру, Хискот Вильяме - известный британцам в качестве «экологического поэта и драматурга» - представил пешей и колесной публике инсталляцию в виде гигантского сэндвича из двух расплющенных в лепешку автомобилей с впечатляющей прослойкой из изрядно помятых магазинных манекенов... Надпись «АВТОБУРГЕР» на осеняющем сеи шедевр рекламном щите была выполнена, само собой, знакомым всему миру шрифтом закусочных McDonalds'.

Некий Джон Филлипс символически оклеил свою машину множеством зеркальных осколков, пояснив указанное деяние лаконичной фразой «ПРЕЖДЕ ЭТО БЫЛ ВОЛЬВО», а знаменитые затейники Христо и Жан Клод, снискавшие международную известность пуб

личной акцией ОБЕРТЫВАНИЯ берлинского Рейхстага в блестящую металлическую фольгу, не преминули проделать аналогичную операцию над очередным о-держанным Volvo (и так далее). Словом, техногенный вернисаж на лоне пылко спасаемой от цивилизации природы удался на славу!

Должно быть, уж очень хороши эти девять миль мирных староанглийских пейзажей... ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0 ' 9 7

17