Техника - молодёжи 1997-12, страница 18

Техника - молодёжи 1997-12, страница 18

ПРОГНОЗ

V\/} отя

\ V i ВИЛ(

пас<

//\\ по*" LJ ЧД соб!

отя в мире как-будто и установился паритет ядерных боеприпасов, сил и средств их достав-вовсе не исключено, что появление новой техники способно нарушить этот баланс. Сегодня главным средством доставки ядерного оружия к цели являются ракеты. Однако возможен и другой вариант перемещения заряда, хотя и с малой скоростью, зато в среде где его трудно зафиксировать, а значит, и принять контрмеры. Речь идет о подземно-минной войне.

Не будем здесь обсуждать социальные, политические, экономические и прочие причины, по которым на протяжении своей истории человечество неустанно разрабатывает все более совершенные способы массового убийства. Ограничимся конкретным вопросом — насколько реально создание автономного аппарата для скрытой прокладки сверхдлинного туннеля.

Отметим, что вообще-то подобное ведение боевых действий известно, по крайней мере, полтысячелетия Впервые к нему прибегли, видимо, турки в 1453 г. при осаде Константинополя. Воспользовалась им и русская армия при взятии Казани в 1552 г. И в последующее время подземно-минная война широко применялась разными странами. Но в первой половине нашего века она утратила свое значение. Ну а теперь, когда ракеты за считанные минуты преодолевают расстояние в тысячи километров, говорить о доставке зарядов под землей кажется просто смешным.

Впрочем, не будем спешить. Во-первых, потому, что созданы и беспрерывно модернизируются мощные противоракетные системы. А во-вторых, буровая техника ведь тоже не стоит на месте и ее достижения открывают самые неожиданные перспективы.

Конечно, нынешние автономные снаряды не способны прорыть туннель диаметром около метра и длиной до тысячи км. Основное препятствие — энергетика. Какой источник в состоянии обеспечить столь длительное «путешествие»? Вроде бы такого нет. Электрический кабель за аппаратом не протянешь, цистерны с бензином к нему не прицепишь. Вот если бы удалось приспособить ядерный реактор. Его энергии вполне достаточно, но как обеспечить работу мини-АЭС в таких сверхсложных условиях? (де, например, взять воду для охлаждения реактора и вращения турбогенератора? Проблемы кажутся непре

одолимыми. И тем Виктор ФЕДОРОВ,

не менее, выход доктор

есть. технических наук,

Дело в том, что Мухамед КОКОЕВ, верхняя часть зем- кандидат ной коры состоит, в экономических наук основном, из осадочных пород с относительно невысокой прочностью. И самое замечательное — в них всегда содержится много кристаллоги-дратной и адсорбированной воды, которая при нагреве породы до 300 — 500° С интенсивно выделяется в виде паров. Их-то и надо заставить работать в турбине.

Но это не все. Карбонаты и сульфаты, содержащиеся в породе, при нагреве до 900' С и выше разлагаются с выделением не только воды, но и диоксида углерода и сернистых газов, которые также можно направить в турбогенератор. Кроме того, из

пород в результате термообработки получаются вяжущие материалы. Уплотняя их, «ядерный крот» создаст подземный канал длиной в сотни километров с укрепленными стенками.

И хотя такое сооружение в принципе уже вполне по силам нынешней технике и не кажется слишком фантастичным, остается одно серьезное препятствие: понадобится слишком много энергии. Скажем, для проходки туннеля диаметром один метр со скоростью 0,05 м/с нужно за секунду нагревать до указанных температур 120 — 140 кг разрушенной породы, что требует не менее 200 — 250 МВт тепловой мощности. Поэтому подобный проект вряд ли осуществим.

Но есть вариант попроще: не оставлять за проходческим комплексом свободный канал, а заполнять его разрушенной породой, перемещая ее с помощью специальных транспортеров. Тогда подвергать термообработке придется лишь небольшую ее часть — ровно столько, сколько необходимо для извлечения паров и газов.

Попробуем представить, как же должен выглядеть такой самоходный аппарат длиной в несколько десятков метров. Он состоит из шарнирно-сочлененных блоков: ядерного реактора тепловой мощностью 4-5 МВт, парогазогенератора и турбогенератора мощностью 600 — 800 кВт. Кроме того, имеются секции навигации, связи, управления, а также бурильная головка и транспортеры для перемещения разрушенной породы. И конечно, главный элемент — отсоединяемый блок с ядерными зарядами.

Рассмотрим функции некоторых блоков. В парогазогенераторе порода нагревается до 300 — 500" С, в результате чего и выделяется вода. Если ее окажется недостаточно для снабжения турбины паром, то паро-газогенератор автоматически переходит на второй режим работы — до 900—

«Крот» для доставки ядерных зарядов на территорию противника.

1000° С. Как мы уже отмечали, при этом к пару добавляются диоксид углерода и сернистые газы. Пройдя турбину, смесь сбрасывается в пройденный канал, поэтому для силовой установки не нужен специальный холодильник.

Важный вопрос: как поддерживать связь с комплексом и управлять им? Уже давно в подводном флоте используются сверхдлинные радиоволны, хотя морская вода поглощает их намного сильнее, чем обычные грунты (так называемая связь на чрезвычайно низких частотах или ЧНЧ). Эти же системы можно применить и для связи с «ядерным кротом». Чтобы принимать радиокоманды, он должен периодически оставлять за собой в канале антенну — изолированный провод длиной до 0,5 — 1 км. По окончании сеанса он, естественно, обрезается.

А чтобы аппарат не сбивался с маршрута, проложенного на основе детальных геологических карт, на его борту предусмотрена навигационная система. Она поможет обогнуть твердые породы, встретившиеся на пути.

Не засечет ли противник собственные акустические шумы «крота»? Да, они прослушиваются геофонами и сейсмодатчи-ками, но только если более-менее известно место прохождения трассы. А при глубине около 300 м его вообще вряд ли возможно «прослушать».

После доставки заряда к цели «крот» направится домой: либо по ранее проложенному каналу, либо по новому маршруту. Конечно, ядерный блок должен иметь автономные источники питания, устройства блокировки, средства связи и т.д.

Напоследок, видимо, не обойтись без прояснения нашей позиции. Мы прекрасно понимаем, что прокладка подземного канала для доставки ядерного оружия на территорию другого государства — акт агрессии. Что не исключена авария реактора, и даже большая глубина его залегания не гарантирует от серьезных экологических неприятностей, в частности, из-за попадания