Техника - молодёжи 1998-03, страница 14

Техника - молодёжи 1998-03, страница 14

ГЕРМАН ОБЕРТ—

В нашей стране имя Оберта не очень известно. Однако Вернер фон Браун — создатель не только «оружия возмездия» третьего рейха, но и конструктор с мировым именем — не уставал подчеркивать, что он и его коллеги-практики, неважно в Германии или в США, -всего лишь «жестянщики», а все основные конструктивные идеи ракетостроения этих стран принадлежат Герману Оберту (1894 —

У ИСТОКОВ РАКЕТНОГО «БУМА». Сопоставление приведенных дат рождения и смерти Оберта говорит, как будто, о том, что он был счастливым человеком. Похоже, что ему — единственному из «пионеров космонавтики» — удалось дожить до реализации их замыслов. Но был ли он счастлив в своей долгой земной жизни, сказать трудно. В разные времена Фортуна не раз поворачивалась к нему спиной. И все же, думаем, по большому счету, он не был обделен ею. Ведь известно, что для мужчины главное — его дело...

В семье Обертов существовало предание, будто еще дед Германа предсказывал полет человека на Луну ровно через 100 лет, и это предсказание сбылось с точностью до года, и внук принял в этом деле самое прямое участие... А родился Герман в Трансильвании, румынской провинции, населенной немцами-колонистами, в старинном городке Медиаш. Образование получил в Германии. Известно, что в Мюнхене, Клаузенбурге, Геттингене и Гейдельберге он изучал сначала медицину, а затем физику и астрономию. С 1925 г. состоял профессором в том же Медиаше, позже жил в пригородах Берлина.

В 1923 г. в Мюнхене вышла в свет его книга «Ракета в межпланетное пространство», выдержавшая потом еще не одно издание. Путем довольно простых математических расчетов ее автор доказывал, что уже при существовавшем тогда уровне техники можно отправить ракету за пределы земной атмосферы и — либо превратить ее в спутник, либо заставить двигаться дальше в мировое пространство. И что каждый из этих вариантов для человечества крайне важен! В первом самопишущие приборы, помещенные на ее борту, соберут информацию о верхних слоях атмосферы. Более того, кружа по орбите, она может стать стартовой площадкой для других ракет, что будут курсировать между нею и Землей, или (при соответствующем устройстве) станет отражать и концентрировать солнечные лучи таким образом, чтобы те плавили приполярные льды, «увеличивая посевную площадь земной поверхности».

К счастью, до этого не дошло. Теперь-то мы знаем, какие неоднозначные результаты способно принести наше вмешательство в глобальные процессы... Но согласитесь, мечтать о расширении посевных площадей в полуголодной послевоенной Германии было вполне естественно. А Оберт, при всей конструктивности его мышления, и позже нередко оставался роман-

Вот что пишет, например, Ярослав Голованов

ц ы

ТЕХНИКИ

ПРОРОК

Лев МЕЛЬНИКОВ, действительный член академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Владимир СТАНЦО, без титулов

в книге «Королев. Факты и мифы», фрагменты которой «ТМ» печатала в № 5 за 1995 г., (речь идет о середине 30-х гг.): «...И в других странах к ракетчикам, которых еще вчера почитали за чудаков и фантазеров, начинают прислушиваться. Да и как было не прислушаться к лекции Германа Оберта в Вене, который рассказал об атаках межконтинентальных баллистических ракет, начиненных взрывчаткой и отравляющими газами. Правда, в конце лекции Оберт заявил, что ракеты — оружие столь страшное, что ни одна стра-

Гзрман Оберт, один из последних снимков

на не возьмет на себя ответственность приме нить их в будущей войне. Как он был наивен!»..

Но вернемся в 20-е годы.

Какие еще пророчества содержал первы труд Германа Оберта по ракетной технике? Мно гоступенчатость — раз, возможность полета ловека в специальной «кабине» — два, парашютный способ возвращения с орбиты — три. Неслабо?

Этого оказалось достаточно, чтобы лет через пять на идеи Оберта отреагировали даже киношники и в 1929 г. сняли фантастический фильм «Женщина на Луне». Его пригласили консультантом. Он не только дал толковые рекомендации художнику, как должен выглядеть корабль внутри (приборы, пульт управления и т.п.), а еще и помог кинематографистам вполне правдоподобно снять момент старта космической ракеты. Очень интересно было бы посмотреть этот фильм сейчас... А в Германии 1929 г. его выход способствовал космическому «буму»: люди сотнями записывались в разные межпланетные общества, пошла мода на все космическое...

I консультанту пристой-~ Оберту вместе с ! путать с Нобелем!) приступить к очередному циклу исследований. Теперь его интересовали топлива, материалы, новые конструкции. И в июле того же года он начал постройку двух жидкотопливных ракет длиной от 1,5 («бескрылый» вариант) до почти 2 м.

чае, в Германии.

Финансирование работ оборвалось так же внезапно, как и началось. Метеорологическую ракету, над которой он начал работать в октябре 1929 г., построить так и не смог. Оберт разругался с киношниками и уехал из Берлина в родной Медиаш. Началось время почти что затворничества. Может, это и к лучшему. Оберт хотел быть практиком, конструктором, но обстоятельства жизни не раз возвращали его в теоретики по самой, что ни есть, банальной причине — нехватке средств.

И еще существенная деталь. Всю жизнь он — один из пионеров космонавтики — в практических разработках, неважно военных или космических, всегда оказывался на вторых ролях. Его приоритет во многих начинаниях бьш признан повсеместно, его даже называли, как и К.Э.Циолковского, отцом космонавтики. Но нелегкие судьбы дарованы были этим «отцам». ОБЕРТ И ЦИОЛКОВСКИЙ. В их судьбах и образе жизни много сходного. Оба были «не от мира сего». Оба прожили жизнь, полную тревог и лишений, оставались энтузиастами и фанатиками в своем деле, несмотря ни на какие препятствия. Оба преподавали, причем Оберт, как и Циолковский, одно время работал учителем физики в гимназии. Оба издавали свои книги на собственные весьма скромные средства и на них же проводили эксперименты. Оба нашли признание лишь к концу жизни. Оба жили долго.

Есть совпадения и в частностях. Например, как вы уже знаете из этой статьи, Оберт был консультантом фантастического художественного кинофильма в 1928—29 гг. А Циолковского пригласили консультантом советского фильма «Космический рейс» в 1933 г. Даже в их недугах есть общее: Циолковский потерял слух в детстве, Оберт — тоже потерял, но уже в зрелом возрасте, в знаменательном для него 1929 г. при взрыве ракетного двигателя во время испытаний.

Творческая эволюция и эволюция взглядов у них сходны. Оба теоретизировали, но стремились к практике, конструированию большую часть жизни, но к концу ее вышли на философские и мировоззренческие проблемы космизма, творчества, добра и зла. Разница лишь в том, что Константин Эдуардович в своих философских сочинениях более настойчиво и последовательно продвигал идею освоения человеком не только ближнего космоса, а и «эфирного пространства». Оберт оказался «попрактичнее» что ли...

Они знали друг о друге. Переписывались. Относились один к другому с большим уважением. В советской исторической литературе можно

Т Е X Н И К А - М О Л О Д Е Ж И

ки

3 9 8