Техника - молодёжи 1998-04, страница 28

Техника - молодёжи 1998-04, страница 28

риться в логово Гитлера. Документ от 14.02.1943 сообщает об аресте одного из переводчиков группы «Ост» за связь с подпольем. Есть сведения, что в «Вервольфе» работала и разведчица из Москвы, впоследствии разоблаченная. Их имена еще предстоит выяснить,

О разрастании движения сопротивления в районе ставки Гитлера говорят и регулярные доклады группы «Ост» в Берлин; один из них, от 11 июля 1942 г., даже содержит просьбу о расширении штата группы «для восстановления необходимой безопасности в окрестностях объекта «Вервольф».

Думаю, приведенных данных достаточно, чтобы опровергнуть измышление профессора Бобровникова об отсутствии партизанской борьбы в Винницкой области.

АУТОПСИЯ

Судьба «Вервольфа» была решена 28 декабря 1943 г., когда Гитлер распорядился его уничтожить. Приказ старательно выполнили в марте 1944-го.

Специальная оперативная группа НКГБ CCCR прибывшая в Винницу сразу после освобождения города, в «Справке о результатах оперативного обследования бывшей ставки Гитлера...» отметила, что на ее территории найдены остатки 81 сожженного здания и трех взорванных бункеров. Согласно «Справке», почти все наземные постройки — деревянные с деревянными крышами; возле каждой находилось по нескольку противопожарных колонок; канализационные трубы от зданий выходили в канал, который вел к фильтровальным сооружениям возле водонасосной станции на берегу Южного Буга.

В третьем разделе документа — «Бомбоубежища ставки» — говорится; «Все бомбоубежища — подземные, железобетонные, массивной конструкции. Форма бомбоубежищ — коробчатая. Фундаменты — сплошные железобетонные, толщина перекрытий 4,5 м, толщина стен 2,5 — 3 м. Сверху на перекрытиях был высыпан слой земли и для маскировки были посажены кусты и деревья (сосны)». Далее указаны размеры бункеров1, первый — 7x17 м, второй — 8x11, третий (вероятно, личный гитлеровский) — 8,5x8,5. "Немцы при уничтожении сооружений ставки Гитлера в качестве зарядов взрывчатых веществ использовали авиабомбы... Можно предполагать, что величина зарядов взрывчатых веществ доходила до нескольких тонн. Так, например, кусок железобетона размером 8x5x2, 60 кубических метров, весом около 200 тонн силой взрыва был отброшен на расстояние 60 метров».

МИФОТВОРЧЕСТВО

Завеса секретности вокруг ставки Гитлера приоткрылась в 1959 — 1960 гг., когда винничанин Иван Безуглый опубликовал в периодике ряд материалов о борьбе патриотов с немцами. В 1962-м вышла документальная повесть «Тайны «Вервольфа», до сих пор служащая многим авторам источником «новых» сюжетов. А поскольку большинство упомянутых тайн по сути таковыми и остались, один за другим рождаются мифы о «Вервольфе». Особенно много их стало после экспедиции профессора Бобровникова — тем более что ее руководитель сам содействовал распространению легенд и измышлений.

Для начала пресса обнародовала следующее «открытие» экспедиции: «Снимок... местности с космоса обнаружил подземное многоэтажное помещение размером 300 на 700 метров.

Ученые предполагают, что подземные казематы, как минимум, покрыты шести метро в ой толщиной песка и размещены в граните» (язык-то каков!). Позже, в одном из интервью 1992 г., Бобровников превратил ставку в трехъярусное сооружение: первый ярус — надземный, второй, глубиной до В м, включает служебные и оборонительные помещения, третий — до 50 м под землей — составляют многоэтажные бункеры и туннели, где по узкоколейкам некогда курсировали аккумуляторные поезда. Далее профессор утверждает, что на строительстве «Вервольфа» почти два года (!) непрерывно трудились 20 тысяч (!!) советских военнопленных.

Любопытная выдумка появилась в «Правде» 24 декабря 1992-го, в статье «Где таился оборотень». Автор, Михаил Лоджевский, начальник геофизической партии центра «Геон», писал; «Благодаря группе подпольщиков и партизан во главе с изумительным разведчиком Николаем Ивановичем Кузнецовым... общее положение... объекта стало известно советскому военному руководству... Во время решающих боев Сталинградской битвы, 22 декабря 1942 г., 80 советских бомбардировщиков, сопровождаемых мощным эскортом истребителей, волна за волной уничтожали объекты гитлеровской штаб-квартиры, превращая их в груды развалин. Но.,, были разрушены лишь первые три яруса ставки до глубины 10 метров... Главные помещения... остались неразрушенными». А в 1990 г. экспедиция Лоджевского с помощью новейшей аппаратуры «обнаружила» на глубине 20 м, под 10-метровой толщей гранита, около 70 помещений бывшей ставки суммарным объемом до 25 тыс. кубометров.

Возникают три вопроса: 1) Где взяла Красная армия столько истребителей, способных сопровождать дальние бомбардировщики от линии фронта до Винницы и обратно? 2) Почему о столь опустошительном налете нет ни одного документального или хотя бы устного свидетельства? Неужто все спали и ничего не слышали? 3) Каким образом немцы за полтора месяца умудрились полностью восстановить «полностью уничтоженные» объекты к приезду фюрера в феврале 1943-го?

А теперь вернемся к сенсациям Бобровникова, но уже с калькулятором в руках. Объем даже одноэтажного сооружения площадью 300x700=210 000 кв. м равен 630 тыс. куб. м — а это миллионы кубов выбранного грунта и крепчайшего гранита, сотни тысяч кубов железобетона. Стало быть, профессор превратил «Вервольф» в одно из чудес света, почти равное [по обьему работ) пирамиде Хеопса. Но ведь документально подтверждено, что строительство продолжалось всего 4 — 5 месяцев. Тогда сколько же людей и техники надо было собрать, чтобы уложиться в срок? Секретные немецкие документы отвечают: работало 4086 человек, и не более! После этого уже неважно, сколько техники...

Я оставляю за рамками своего повествования другие домыслы о «Вервольфе», совсем уж диковинные. Чтобы их развеять, надо проникнуть в подлинные тайны ставки — а значит, открыть до сих пор запертые на много замков архивы России, Украины, Германии и других стран. Иначе «Вооруженный волк» так и останется «Оборотнем», □ Архивные фото из John Toland, «Hitler: The Pictorial Documentary Of His Life", N.Y., 1980.

Рис. Михаила ШМИТОВА no эскизу Ярослава БРАНЬКО

Как известно, начав вторую мировую войну, Гитлер стремился побыстрее развязать себе руки на западе, чтобы затем ринуться на восток, избежав войны на два фронта. По мере того как фашистская армия «поворачивалась лицом к России», полевые ставки фюрера, возводимые одна за другой по всей Европе, оказывались ближе и ближе к Москве. Одновременно менялась их архитектура - вернее, облик надземных сооружений: от разнообразных стилизаций (под средневековый замок, под дачный поселок, даже под ракету, как в «Майбахе») - к подчеркнуто стереотипным и угрюмым железобетонным коробкам.

Подробный рассказ Я.А.Бранько о «Вервольфе» мы дополним краткими сведениями об остальных штаб-квартирах Гитлера; перевод их названий на русский язык даем с учетом исправлений, предложенных Ярославом Андреевичем.

FELSENNEST («ГНЕЗДО В СКАЛЕ»}

В начале 1940 г,, перед немецким нападением на Голландию и Бельгию, Гитлер приказал построить полевую ставку на западе Германии, около Мюнстерайфеля, вблизи от бельгийской границы. Фюрер подчеркнул, что объект должен выглядеть как можно скромнее, незаметнее. Таковому пожеланию отлично соответствовал местный пост ПВО — возле деревушки Родерт, на вершине горы. Его территорию хорошо скрывали деревья и кусты — оставалось только развесить маскировочные сети, уложить соломенные маты, огородить пост высоким забором и перестроить систему его коммуникаций.

Оборудовали два жилых дома типа легких бункеров с надземной и слабозаглубленной подземной частями. В первом обитали Гитлер с прислугой, его адъютант Юлиус Шауб и начальник штаба О KB генерал-фельдмаршал Кейтель. Во втором — адъютант Кейтеля, остальные трое адъютантов фюрера, его главный военный советник генерал-полкоаник Йодль и личный врач Брандт. Поблизости размещались два барака: один — столовая с кухней, другой — нечто вроде зала заседаний, где ежедневно проходили обсуждения ситуации на фронте, В самой деревне Родерт расквартировали офицеров генштаба.

Гитлер пребывал в «Фельзеннесте» с 10 мая по 5 июня 1940 г., после чего ставку пере-

WOLFSSCHLUCHT-1

(«ВОЛЧЬЕ УЩЕЛЬЕ», «ВОЛЧИЙ ЯР»)

19 мая 1940-го, в канун нападения на Францию, в крошечную бельгийскую пограничную деревушку Брюли-де-Пеш прибыла группа строительных экспертов во главе с Фрицем Тодтом, шефом пресловутой компании «Тодт». Их сопровождал почетный эскорт из нескольких офицеров-генштабист о в — они и утвердили выбор места. Три дня спустя жителей из деревни в приказном порядке выгнали, а их дома перестроили под нужды ставки. Поначалу она именовалась Waldwiese («Лесная полянка»); на-

V.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

4 9 8