Техника - молодёжи 1998-06, страница 4

Техника - молодёжи 1998-06, страница 4

РЫНОК ТЕХНОЛОГИИ

ПРЕВРАТИТЬ

Российские научно-технические разработки можно достойно реализовать на мировом рынке

Главное богатство России вовсе не нефть и газ. Оно пылится на полках многочисленных НИИ, КБ и других организаций. Так мне заявили в Центре коммерциализации технологий и Международном инкубаторе технологий (МИТ), которые открыты в Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ.

Откуда такая уверенность? Во-первых, ее подсказывает простая логика. Как известно, на «оборонку» государство денег не жалело, и если где-то и создано что-то толковое, то прежде всего в стенах различных «ящиков», что и подтверждается сегодня на практике. К примеру, фирма «Техноконсалт», отыскивающая в России новинки по заказам иностранных компаний, удовлетворяет практически любой запрос (подробней см.№7за 1996 г.).

Выходит, у нас, как в Греции, действительно, все есть. Остается отыскать это «золото», отмыть и представить широкой публике — смотрите, удивляйтесь, покупайте. Так что же, дело за малым?

Помню, когда «оборонка» только приоткрыла «кладовые» и, зачерпнув почти наугад в россыпях своих разработок, вывезла их на международные выставки, какой же на них пролился дождь медалей и всевозможных призов. Обалдевшие от такого приема и признания авторы сжимали 8 руках награды и разве что не прыгали от радости. Уже виделось светлое будущее — толпа инвесторов, серийный выпуск продукции, прибыли от продаж, собственное дело и экономическая независимость.

Действительность оказалась грубей и суровей. Наших нуворишей идеи изобретателей не интересовали, они спешили ковать деньги в других сферах. А вот с Запада бизнесмены потянулись. И прежде всего поразили своей дотошностью и хваткостью. Задавали «мильон» вопросов, жадно ловили каждое слово, засовывали в портфели любую попавшую в руки документацию. Наконец, щедро подписав кучу бумажек, исчезали в заоблачной дали. И очень скоро у изобретателей открывались глаза: их просто-напросто надули.

Конечно, обжегшись, проще всего заявить: на этом диком Западе - сплошные жулики, дела с ними не имеем, а богатства — под замок. Пусть лежат до лучших времен, когда государство одумается и вновь займется промышленностью. Но нашлись и те, кто понял — надо учиться. Учиться распознавать мошенника, вести бизнес так, чтобы тебя не облапошили, учиться поведению на рынке. А главное, учиться превращать идеи в товар.

Кстати, общаясь с российскими специалистами, могу констатировать: решиться на такой шаг, даже чисто психологически, совсем не просто. Ведь большинство из нас, с молоком матери впитало уважение к словам «техника», «технология» и презрение к слову «коммерциализация». Теперь же эти понятия надо объединить. Как? Рассказывают заместитель директора Центра коммерциализации В.Г.Зинов и заместитель директора МИТ А.А.Петруненков.

В ТОВАР

«ИСТОРИЯ МОЕГО НЕУСПЕХА»

- Два слова о том, с чего мы начинали, - говорит В.Г.Зинов. — В 1994 г. Агентство международного развития США выделило АНХ грант для поддержки малого технологического бизнеса. В результате 18 проектов получили (безвозвратно) в среднем по 25 тыс. долл. каждый. Встречный ход сделал и российский Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, которым руководит И.М.Бортник, профинансировавший еще 18 проектов.

Сейчас всего один из этих 36 приказал долго жить, шесть раскрутились до оборотов в сотни тысяч, а некоторые и миллионов долларов в год, остальные не столь успешно, но развиваются довольно стабильно. Итог очень неплохой, ведь даже процветающие иностранные менеджеры считают большой удачей, если выживает 10% проектов.

Но главная цель этого эксперимента, конечно, была другая, Именно тогда сформировались МИТ и Центр коммерциализации. Их сотрудникам надо было понять механизм превращения идей в товар. Или, как любят говорить, научиться пользоваться «удочкой» и самим «ловить рыбу»,

После окончания гранта мы продолжили работу уже самостоятельно. Организовали 2-недель-ные курсы — своеобразный «ликбез» для авторов проектов, чтобы дать им хотя бы минимум знаний для контактов с иностранными партнерами, А потом открыли 2-годичную магистерскую программу для тех, кто хочет зарабатывать деньги в научно-технической сфере.

Первый год слушатели изучают общие вопросы рыночной экономики, второй - специальные дисциплины. За основу взята программа Техасского университета.

- Почему вы остановили выбор именно на этом учебном заведении?

- Во-первых, оно одно из ведущих в США, во-

вторых, имеет, пожалуй, лучший в стране инкубатор технологического бизнеса. Здесь особенно развиты как раз и те направления, где у россиян много изобретений, значит, легче наладить сотрудничество, взаимные стажировки. И наконец, нам понравилась их методика: учить не пассивно, читая лекции, а активно — разбирая на семинарах конкретные примеры успехов и неудач в технологическом бизнесе.

- Сомневаюсь, что знания даже самого замечательного американского преподавателя так уж пригодятся россиянам. Ведь экономические условия в странах совершенно разные...

— Занятия в Центре ведут в основном российские специалисты, многие из которых уже прошли стажировку в США. Мы используем их методику, но, естественно, переносим ее на отечественную почву. Одна из основных форм обучения — интерактивный режим или мозговой штурм. Кто-то из слушателей подробно рассказывает о своем опыте, как правило, это «История моего неуспеха». А потом все вместе - преподаватель и «студенты» — ее анализируют, ищут ошибки и выходы из ситуации. Что ценно? Найденные здесь решения человек может сразу же опробовать в собственном деле.

А в идеале, темой его магистерской диссертации и должна стать «История моего успеха». Причем не обязательно, чтобы он реализовывал свой проект. Ведь у нас обучаются не только авторы разработок, но и сотрудники технопарков, инновационных центров, институтов. Кроме того, есть и директора предприятий, желающие найти новые проекты, чтобы модернизировать производство, и руководители фирм, занимающиеся пока торговлей, но предполагающие зарабатывать деньги в научно-технической сфере. Скажем, один из таких бизнесменов давно интересуется «искусственным интеллектом» и хочет на нем организовать новое дело. ПАТЕНТ США ЕЩЕ НЕ ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ — Как я понял, основное достоинство созданной в АНХ структуры - комплекс предо

ТЕХНИКА - МОЛОДЕЖИ 698

ШШ