Техника - молодёжи 1998-06, страница 5

Техника - молодёжи 1998-06, страница 5

ставляемых услуг. 8 Центре коммерциализации научат бизнесу, в МИТ помогут реализовать интересный проект. Причем особенность последнего отражена в названии. Он поддерживает еще сырые, так сказать, «недоношенные» разработки.

Задача, с одной стороны, благородная, с другой - неблагодарная. Сегодня различные фонды выделяют автору льготный кредит только в том случае, если он уже начал продавать свою продукцию или может в качестве гарантии дать какой-то залог. А что делать тем, кто имеет только опытный образец? Или лишь собирается его сделать? И таких - множество. Именно они - контингент МИТа. Что же представляет собой процесс «высиживания» сырых проектов?

— Говорю сразу: деньги для прямого финансирования удается найти крайне редко, — отвечает Зинов. — Мы помогаем в подготовке бизнес-планов, в юридических, маркетинговых и других вопросах. Но, конечно, главное — поиск партнера, как правило, иностранного, так как отечественный бизнес пока изобретателей не жалует.

Общение с автором проекта начинаем с вопроса: чья это собственность? Традиционный ответ— моя! Но второй вопрос: а как это оформлено? — ставит многих в тупик.

К примеру, у человека есть авторское свидетельство, по его мнению, закрепляющее за ним право собственности. Это в принципе неверно. Свидетельство лишь справка, что он автор изобретения. И все. А его собственником является государство.

Или автор, трудясь на предприятии, что-то изобрел. По действующему закону разработка принадлежит не ему, а предприятию.

Словом, обращаться в инкубатор надо только с правильно оформленной собственностью, иначе никакой иностранный предприниматель с вами не будет вести дело.

— Лучше, очевидно, иметь патент. И желательно иностранный, скажем, США?

— С одной стороны — да. Но тех, кто стремится любым способом получить зарубежный патент, должен предостеречь. Случается, выданный в тех же США документ не защищает от возможных неприятностей. Или, как говорят, имеет «дыры», и при первом же судебном разбирательстве может быть аннулирован.

Дело в том, что у чиновника патентного ведомства своя логика: хотите иметь документ — платите, а надежность его не очень-то волнует. Поэтому для полной гарантии необходимо, чтобы документ посмотрел патентный поверенный, имеющий опыт в судебной практике. Конечно, за консультацию надо платить. Но уж лучше это сделать сразу, чем потом выложить куда более крупную сумму.

ПРИДУМАТЬ НОВИНКУ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ЕЕ ПРОДАТЬ

- И наконец, самый больной вопрос. Многие изобретатели утверждают, что иностранцы навязывают исключительно драконовские условия, требуют львиную долю будущей прибыли, Насколько это справедливо?

— Опыт показывает, что наши «кулибины» в своем бизнесе проходят несколько стадий, — говорит ААПетруненков. — Начинают с того, что ищут для реализации проектов не партнеров, а спонсоров. Если называть вещи своими именами — хотят получить деньги, но не желают делиться, И еще удивляются, получая отказ. Интересно, как бы они реагировали, если бы к ним обратились с подобной просьбой.

Но вот, поняв, что под очень туманные перспективы деньги никто не даст, соглашаются—да, ну

жен компаньон. Где его взять? Кажется, очень просто. Достаточно в справочнике разыскать подходящие американские фирмы, послать туда письма с описанием своей гениальной разработки и ждать, когда прилетит «мешок с деньгами» и начнет платить. Не знаю случаев, чтобы подобная, с позволения сказать, стратегия дала результат.

Люди совсем не представлют, как функционирует мировой рынок технологий. Там человек или фирмы, имеющие проекты и желающие найти партнера, обращается к специалисту - технологическому брокеру. Или промоутеру, который занимается созданием совместных предприятий.

Если разработка их заинтересует и они возьмутся довести ее до серийного производства — а таких по статистике 1 на 1000, — то, в конце концов, автор будет иметь не более 10% от полученной прибыли. И должен быть счастлив! Да-да, не удивляйтесь. Это азбука, давно известная во всем мире.

— А наш изобретатель, услышав, что у него хотят отщипнуть такой кусок, конечно, — в шоке?

— Требовать даже половину может только тот, кто не понимает законов рынка и думает, что там ждуг-не дождутся его детище. Ничего подобного. Рынок сопротивляется всему новому. Не случайно, российские предприниматели, уже пытавшиеся проникнуть на него со своей продукцией, говорят: легче придумать любую новинку, чем ее продать.

История знает множество случаев, когда, вроде бы, прекрасные проекты долгие годы не реали-зовывались. Классический пример - шариковые ручки. Около 20 лет потребовалось, чтобы они, наконец, прорвались на рынок. Причина задержки проста — автор шел против сложившихся правил, требовал львиную долю будущих доходов.

— И тем не менее трудно смириться с такими нравами. Согласитесь, главное - выдать идею, а авторуза это перепадает лишь 10 %...

— Поймите, на рынке идет обмен знаний на деньги. Здесь все имеет свою цену, Раскрутка проекта требует очень больших сумм, и платит их не автор, а его компаньон, который может запросто потерять миллионы,

Вот, к примеру, один из поддерживаемых нами проектов — емкостные датчики, фиксирующие отклонение от вертикали, На создание и выпуск мелкой серии потребовалось около 250 тыс, долл, А для продвижения на рынок и организации серийного производства надо около 5 млн долл, Их должен вложить компаньон. И если ему скажут, ты, милый друг, получишь половину прибыли, конечно, он не согласится,

Словом, коммерциализация идей не менее сложное и творческое занятие, чем их генерирование. Здесь множество своих правил, приемов и методов. Скажем, каждый изобретатель понимает, что лучше всего иметь дело с крупной, авторитетной компанией. Тогда больше шансов, что с ним будут вести честную игру. Посылает туда проект и недоумевает, получив отказ. Судя по ответу, там просто не разобрались в сути. Как же так? Такая знаменитая фирма? А не надо удивляться, все в порядке вещей, Надо знать специфику ее работы,

Ведь чем солидней компания, тем больше к ней обращается брокеров. Предлагаемые ими проекты рассматриваются клерками среднего уровня, которые способны запросто «замотать» самые прекрасные, просто в силу своей некомпетентности.

Что же делать, чтобы проект оценило первое лицо фирмы? Единственная возможность: внимание к нему должен привлечь брокер, который, как говорится, ногой открывает дверь в кабинет босса, Но и цена подобного специалиста соответствующая.

В общем, еще и еще раз повторю: коммерциализация технологий имеет свои законы. Конечно, кому-то они не по душе. Ну что же, вольному воля. Они могут хранить свои разработки под замком, пока те тихо не скончаются.

- Не могли бы вы совсем кратко назвать наиболее интересные проекты, продвижению которых способствовал МИТ?

— Скажу о самых последних. Создано совместное предприятие, занимающееся важнейшей проблемой — ремонтом сварных мостов без остановки движения по ним транспорта,

Еще одно СП будет производить уже упоминавшиеся емкостные датчики, потребность в которых составляет миллионы штук в год, а рынок оценивается в 30 млрд долл, Так вот, разработанные нашими изобретателями устройства значительно проще, легче, меньше и дешевле зарубежных.

Очень перспективны: установка для опреснения воды принципиально новой конструкции, которая существенно эффективней иностранных; мембраны, увеличивающие скорость фильтрации в 100—120 раз; компьютерная программа-переводчик и компьютерные словари, конкурентоспособные на мировом рынке.

Подытожим. В России создано своеобразное предприятие, берущееся реализовать главное богатство страны — накопленный за многие годы интеллектуальный потенциал. По комплексу предоставляемых услуг оно, к сожалению, уникально. К сожалению, - потому, что таких сегодня нам требуются десятки, если не сотни. Но все попытки сотрудников АНХ убедить руководство регионов организовать подобные структуры у себя - заканчиваются ничем, Неужели нашей стране действительно уготована участь торговать сырьем? ■

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ

Американское бизнес-образование в научно-технической сфере

Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации совместно с Техасским университетом в Остине

объявляет прием слушателей на 1998 г,

Магистерская программа «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (Второе высшее экономическое образование)

Специализации:управление инновационными инвестиционными проектами, предпринимательство в научно-технической сфере, коммерциализация технологий.

По завершению обучения слушатели получают: • государственный диплом магистра менеджмента; • при условии сдачи TOIFL — американский диплом магистра наук (MS),

Формы обучения: очно-заочная и заочная. Для иногородних — 3 сессии в год. Срок обучения — 2 года, Начало занятий — сентябрь 1998 г. Обучение платное.

Тел.: (095) 564-8468, факс: (095) 564-8469

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 9 8

ШШ