Техника - молодёжи 1998-09, страница 66НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Слава Богу, доселе не перевелись на Русском Севере хранители и творцы шедевров народной культуры — деревянного зодчества, ручного ткачестба и вышивки, текстильной аппликации, берестяного плетения, гончарного мастерства и знаменитой каргопольской игрушки, Дмитрий Васильевич Шевелев, мастер гончарного искусства, поведал нам не о себе, а о своих земляках-гончарах из деревень Токарево и Гринево, об учителях Петре Антиповиче и Ольге Дмитриевне, на дочери которых Клавдии Петровне, тоже замечательной мастерице, он был женат и прожил в любви и согласии добрых пятьдесят лет, о знаменитых на всю округу братьях жены — Александре Петровиче и Николае Петровиче. Вместе с последними Дмитрий Васильевич постигал азы гончарного мастерства. Бывало, еще мальчишками они сопровождали обозы, груженные глиняным рукоделием, на ярмарку в Каргополь или Кенозеро. До восьмисот обварных и обливных крынок, латок, целые корзины и лукошки с веселой игрушечной мелочью, сработанной в унылые осенние месяцы, вывозили Шевелевы со своих дворов на торг. Обычно товар расставляли прямо на снег. Покупателя приводили в гончарные ряды не только хозяйственные заботы - завлекали и диковенная красота желтоватой, в темных пятнах, обварной керамики, и зеленые переливы муравленой утвари с прочной свинцовой обливой. При удаче взамен них дома появлялось до 25 пудов хлеба — своего зерна со скудных земель «каргопольской суши» до весны не хватало никогда. Так было в начале века. Позже, в 30 — 50-е, искусство народного гончарства постепенно угасало. За эти годы, пожалуй, только военное лихолетье, когда в прифронтовых госпиталях да и в тылу остро не хватало посуды, заставило старших Шевелевых вспомнить про гончарный круг. Но не надолго. Возрождение народных художественных промыслов Каргополья связано с «оттепелью» 60-х. Конечно, не обошлось без Шевелевых. Старший тогда в семье Александр Петрович возглавил первый в крае цех-мастерскую «Каргопольская игрушка» - филиал Архангельского объединения «Беломорские узоры». Несмотря на административную круговерть, директор успевал творить сам. И как! До сих пор его диковинные медведи, полканы и, особенно, лихие тройки занимают центральное место в собраниях Каргополь-ского, Архангельского да и Московского музеев народного творчества, не говоря уже о личных собраниях коллекционеров. Работы четырех поколений Шевелевых: Василия Валентиновича, Ольги Валентиновны, Елизаветы Владимировны. Семейный портрет в игрушках. Целый хоровод традиционных персонажей вокруг тройки Дмитрия Васильевича! Тут и «Полкан» Владимира Дмитриевича, и «Баба с младенцем» Валентина Дмитриевича, и «Баба с пирогами» Александра Петровича, и «Птица Сирин» Николая Петровича, и «Русалка» Клавдии Петровны, и «Берегиня» Ольги Валентиновны, и «Возок» Анны Федоровны, а также «Медведь», зверье и вороны-«карги» Елизаветы Владимировны. Здесь же и «Медвежаха» Игоря Прохоренко. Семья Шевелевых (слева направо): Николай Петрович, Дмитрий Васильевич, Анна Федоровна, Владимир Дмитриевич, Валентин Дмитриевич, Елизавета Владимировна. |