Техника - молодёжи 1999-02, страница 27

Техника - молодёжи 1999-02, страница 27

кораблю с неракетными двигателями, использующими не отбрасывание запасенной на борту массы, а взаимодействие физических полей. Да, на наш взгляд, он антиаэродинамичен — только сейчас уже известно, что облако управляемой плазмы придаст и не такому «ежу» идеальную обтекаемость.

Подобные машины, конечно, будут выглядеть иначе и полетят отнюдь не завтра. Но может быть куда раньше, чем представляется многим... Цифрами на рис. 6 обозначены: 1 — пилотская кабина; 2 — десантная аппарель; 3 — стыковочный узел; 4 — шлюзовая камера; 5 — кормовой трюм; 6 — маршевые двигатели; 7 — холодильники-излучатели; 8 — лучевые орудия; 9 — носовой трюм, переоборудованный в кают-компанию; 10 — радиолокатор; 11 — буксирное сцепное устройство; 12 — подъемные двигатели.

ВЕРШИНА

(Окончание. Начало на с. 17).

САМОЕ — САМОЕ... Деньги, вложенные в «Шаттл» и «Буран», в любом случае не пропали: создание таких аппаратов — необходимый шаг на пути развития не только космических средств, но и авиации, технологии вообще. Материалы, прочность которых лишь повышается при низких температурах, высочайшая точность обработки громадных конструкций, жаропрочная керамика, математические и экспериментальные методы испытаний сложных конструкций, практически пригодные воплощения теоретически известных, но чрезвычайно сложных изобрете-

(полет и послепосадочное обслуживание) был разделен на типовые операции, общим числом 22 штатных (например, совместный разгон с носителем, импульс довыведения, открытие створок грузового отсека, сближение и стыковка, межорбитальный

®

ний... Этот перечень охотно продолжают разработчики обеих систем. И весь он, несомненно, будет востребован, однако интересно другое.

Все перечисленные (и многие неназванные) достижения — этапы на долгом пути совершенствования. Надо думать, когда-нибудь появятся новые материалы, лучше работающие в тех же условиях, другие, более тонкие и дешевые, технологии... Но при создании «Бурана» был нашей наукой достигнут, видимо, и предел, вряд ли преодолимый, — в развитии жестких автоматических систем управления!

«Буран» — первый отечественный космический комплекс (во всяком случае, пилотируемый), система управления которого сразу опиралась на бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ), но далеко не первый, на который они были поставлены. Имеющийся (уникальный) опыт управления космическими аппаратами вообще и автоматического в частности подсказал интересное, мягко говоря, решение: создать ПОЛНУЮ математическую модель полета (и предполетной подготовки) и заложить ее в компьютеры.

Весь рабочий цикл

маневр) и 6 резервных (маневр возврата, аварийный выход в открытый космос и т.д.). То же сделали и для предстартовой подготовки.

Были проанализированы ВСЕ возможные состояния корабля, носителя, стартового и посадочного комплексов. На КАЖДУЮ возможную ситуацию были определены ВСЕ возможные реакции отдельных бортовых систем и их совокупности. И ВСЕ соответствующие управляющие команды были вложены в БЦВМ и ЭВМ наземных сооружений.

Сам по себе факт создания такой АСУ не был секретом, но ведь нужно же понять, что это означает. Дело в том, что сложная техническая система функционирует по своим законам Не существует систем 100% надежных. Внешние условия работы многоразовой космической транспортной системы сложны и многообразны... И тем не менее, АСУ на описанных принципах была создана!

А это значит, что разработчики знали ВСЕ и о комплексе «Энергия»-«Буран», и о внешних условиях, влияющих на его работу. И, следовательно, создатели «Бурана» МОГЛИ сделать ЛКЭБУЮ авиационную или космическую систему, лишь бы она не противоречила известным физическим законам! Таков, пожалуй, главный итог 12-летней работы авиакосмической промышленности несуществующей страны.

Способно ли сегодня на такое то, что осталось от нашей «оборонки»? Я не знаю... ■

Рис. Михаила ДМИТРИЕВА

а

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

25

2 19 9