Техника - молодёжи 1999-03, страница 8

Техника - молодёжи 1999-03, страница 8

ПРИОРИТЕТ

мерного вращения лопастей, но главное даже не в этом.

Главное — сей агрегат сделан студентами. За проблемами высшей школы не стоит забывать, что, помимо учебы и зарабатывания средств к существованию, у этой категории населения есть и другие занятия, весьма далекие от времяпрепровождения «а-ля сексомолец».

А между тем, расцветшие в Советском Союзе студенческие КБ и научные общества не только живы — в новых формах, резко сократив численность, они активно работают! И не только в Москве.

Через снятую крышку цилиндра видны лопасти, делящие его на 4 камеры.

Редуктор с овальными шестернями обеспечивает движение лопастей с переменной скоростью.

МИФИ, МАИ — рядом, «под боком». О них мы писали и будем писать. Ну а чуть дальше... Вот пришли сообщения из Кирова, материалы из Харькова, Самары... Постараемся подготовить публикации. Да, отнюдь не всегда мы имеем возможность послать корреспондента. А потому пишите! Очень нужны материалы о тех, кто СЕГОДНЯ, несмотря на искусственно созданные невыносимые для научно-технического творчества условия, продолжает трудиться для будущего в разных концах нашей страны. ■

спокон веков жива традиция: отправляясь на ратный подвиг или в чужой край, брал русский человек с собой горсть родной земли... Что это, отголосок древнего магического обряда или предвидение, обращенное в далекое будущее?

Во времена первых космических полетов представлялось вполне естественным брать с собой в Космос все необходимое для жизни. Но гагаринские 108 минут превратились в полтора года Валерия Полякова, экипаж космических аппаратов вырос с одного до 7—10 («Мир»—«Шаттл»), а в ближайшие годы — и до 15—20 (МКС) человек, принцип же построения систем жизнеобеспечения остался прежним: захватить с собой все необходимое — воздух, воду, пищу. А в чем возникнет надобность, доставить отдельно — посылками...

Для околоземной орбиты и исследовательских, в значительной степени — экспериментальных, полетов это проходит. Но уже к Марсу грузовик вдогонку экспедиции не пошлешь. В свете последних данных о возможной обитаемости Европы («ТМ», № 6 за 1998 г.) интересно слетать и туда. Следующие задачи — строительство поселений на Луне и Марсе, а уж там-то жить на всем привозном точно невозможно. Короче говоря, для дальних рейсов и инопланетных поселений нужны автономные системы жизнеобеспечения, работающие по замкнутому циклу.

Доктор биологических наук А.С.Керженцев руководит лабораторией в Институте фундаментальных проблем биологии РАН (г. Пущино Московской обл.), еще недавно именовавшемся Институтом почвоведения и фотосинтеза и с космической тематикой вроде никак не связанном. Но именно он занимается вопросами замыкания цикла в системах жизнеобеспечения, ибо область его научных интересов — «замкнутые природные сообщества, образованные организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом вещества и энергии», или экосистемы.

До последних лет исследование экосистем сводилось, в сущности, к инвентаризации: что где лежит. Поэтому рассматривались характеристики статические, неизменные во времени: когда ни приди — осенью, весной, летом или зимой — они должны быть одни и те же, определяемые в любой момент. Подобной неизменностью обладают структурные параметры, описывающие, из каких элементов состоит экосистема.

Но сейчас, в результате разрушительных последствий человеческой деятельности, резко усилилась деградация природных экосистем, и их инвентаризации совершенно недостаточно. Надо отслеживать происходящие процессы, научиться управлять ими. Что требует других параметров — не структурных, а функциональных. Иными словами, нужно изучать не только «анатомию» природного комплекса, но и его «физиологию». Эти задачи и привели к созданию в лабораторных условиях замкнутых искусственных экологических систем для моделирования процессов происходящих в природе. Спрашиваю Анатолия Семеновича:

— В чем, по-вашему, причина неудачи известного проекта «Биосфера-2» (о ко-

ексеи ПОГОРЕПОВ, член-корреспондент Московского

общества испытателей природы, секретарь Отделения проблем эволюции материи МОИП

тором «ТМ» неоднократно писала, например в №8 за 1992 г.)?

— «Биосфера-2» — грандиозный и дорогой проект. Выделили 167, по-моему, миллионов долларов и сказали: нужен своего рода ковчег. Такой, чтобы восемь человек смогли там прожить два года без поступления извне пищи, воды и воздуха. Отсюда и название: если биосфера нашей Земли — N1, то «Биосфера-2» — эта вот установка Соорудили ее в Аризоне, отобрали добровольцев... Но эксперимент не достиг ожидаемых результатов. Первая группа провела в установке полгода. Вторая уже должна была работать два года, но циклы круговорота веществ оказались недостаточно отработанными для такого срока. Начались сбои по азоту, углекислому газу, кислороду, наконец. В какой-то момент просто стало не хватать воздуха. Но по условиям контракта испытателям было запрещено выходить из установки до истечения 2-летнего срока, кроме совсем уж чрезвычайных, непредвиденных обстоятельств. И тогда одна женщина нарочно поранила руку, чтобы ее выпустили, а обратно вошла уже с баллоном кислорода. Так что самообеспечение всем необходимым для жизни в рамках «Биосферы-2», увы, не удалось.

Где-то писали, что «попытка смоделировать функционирование земной биосферы потерпела неудачу, поскольку нельзя в таком ограниченном объеме воспроизвести самодостаточную для поддержания жизни деятельность природы...». Нет, дело не в неких принципиально не поддающихся учету (вообще или на данном этапе развития науки) факторах, а в том, что функциональную задачу попытались решить структурными методами. Собрали вместе, в одном гермо-объеме, фрагменты принципиально различных экосистем. Денег много, возможности большие. Понравился нам какой-то ландшафт — пригнали бульдозеры, экскаваторы, вырезали кусок и взяли с собой. Вот так и собрали немножко леса, немножко степи, немножко океана, еще чего-то приглянувшегося... И все они — семь разных типов экосистем! — были поставлены в совершенно одинаковые условия: температура, влажность и т.д. Но ведь что хорошо для одной системы, для другой — плохо.

— И как не повторить ошибок создателей «Биосферы-2»?

— Нужно ограничиться чем-то одним. Лучше всего — дождевым тропическим лесом. Это наиболее гибкая экосистема и, следовательно, наиболее управляемая. На ее основе уже можно строить ковчег.

— Что вы и сделали?

ТЕХНИКА-МОЛОД Е Ж И 3 99