Техника - молодёжи 1999-03, страница 5

Техника - молодёжи 1999-03, страница 5

назад, «английская» — в начале века, и «финская» — в 40-х гг.

У первого — секретная комбинация закодирована в комплекте сувальд (подвижных пластинок разной конфигурации), которая соответствует профилю бородки ключа. Увы, она легко расшифровывается с помощью отмычки.

В «английском» замке имеется подвижный цилиндрический сердечник с отверстием для ключа. В нем и в неподвижном корпусе замка, друг над другом, установлены штифты, подпираемые пружинами Причем при закрытом положении замка одни из них проходят из корпуса в сердечник, а другие — наоборот. Главное, что они удерживают цилиндр от поворота. Вставляемый в него ключ, за счет разной высоты зубьев выравнивает положение штифтов, все они занимают свои пазы, давая возможность цилиндру повернуться.

«Секретность» такого замка (по сути, взаиморасположение штифтов) легко прощупывается отмычкой. Кроме того, из-за малой высоты

И4000

штифтов, достаточно приложить небольшое усилие отверткой или клином, вставляемым в отверстие для ключа, чтобы повернуть цилиндр и открыть дверь.

У «финского» замка также есть цилиндрический сердечник, который в закрытом положении удерживается несколькими дисками, а точнее их зубчиками. На ключе сделаны прорези под различными углами. Когда ключ поворачивается в цилиндре, каждый диск перемещается на определенный угол, открывая замок.

Недостатки «финской» конструкции те же, что и у «английской» — она прощупывается отмычкой и вскрывается «разворотом» отверткой или клином. И наконец, ко всем названным замкам довольно просто подобрать ключ, ведь число кодовых комбинаций в них существенно ограничено.

Шафиркин придумал совершенно новую конструкцию (или, 4-й тип секретности), гораздо более сложную для разблокирования. Главная «изюминка» — множество ложных вариантов, на которые натыкается злоумышленник, пытающийся прощупать замок. Можно сказать, что он попадает в своеобразный лабиринт и, в итоге, запутывается.

— Не буду утверждать, что его никогда не разблокируют, хотя мне самому это пока не удалось, — говорит Шафиркин. — Сколько времени понадобится взломщику — не знаю. Если исходить из числа кодовых комбинаций, а их около миллиона, то вероятность случайно наткнуться на верный вариант чрезвычайно мала.

Замки конструкции Шафиркина.

Ну а если не мучиться с их перебором, а взять на силу, скажем, высверлить или открыть «разворотом»? И здесь замок Шафиркина устоит.

Сделав надежными обычные потребительские замки, изобретатель — как бы в пику Эккерту — занялся сейфовым. Он совместил свою конструкцию с «английской». В результате, число кодовых комбинац^ достигло фантастической цифры — 10 ! И еще один «сюрприз»: замок вообще нельзя прослушать, так как он не отвечает ни на какие случайные или намеренные воздействия. Словом, вскрыть его практически нельзя. Можно сказать, что цель, к которой шли многие «строители» замков, достигнута.

На новый тип секретности и на запор для вагонов Шафиркин получил патенты США. На Всемирном Салоне изобретений «Эв-рика-98» стал абсолютным победителем по числу наград, удостоившись сразу 6 медалей и специального приза, как лучший изобретатель России.

— А что толку? — сетует он. — Эффект от всех моих медалей и патентов равен нулю. Несколько раз начинал производство, и каждый раз кончалось крахом. Только чуть-чуть вставали на ноги, как у директоров предприятий, где мы арендовали помещения, алчно загорались глаза, я просто их не узнавал. К примеру, один заявляет мне так задушевно:«Вы уже немолодой человек — вдруг с вами что-то случится, кто будет замки выпускать? Давайте-ка создадим совместное предприятие». И выставил такие условия, что я понял — «случай» этот не за горами. Когда же не согласился, цех немедленно опечатали. И два месяца я бегал по милициям и прокуратурам в поисках справедливости. Потом нашелся новый «поборник» прогресса, предложивший помещение за мизерную плату. Правда, его требовалось достроить. Я добывал деньги, где только мог, занимался даже «извозом», а еще каждый день произносил зажигательные речи перед нашими работниками, чтобы не разбежались. Через полтора года, достроив помещение, мы линию пустили. И почти сразу же «благодетель» поднял арендную плату в 20 раз. Мы, конечно, еще поборолись бы, но инспирированный «младореформаторами» финансовый кризис, разразившийся 17 августа 1998 г, добил окончательно. И вот итог: последние 10 лет я работал по 12—14 ч в сутки, без выходных, ни разу не съездил в отпуск, и можете полюбоваться на мое богатство — холодильнику и телевизору давно за 20 лет, о компьютере и видео продолжаю мечтать.

Да и вообще, у Давида Исааковича Шафиркина накопилось немало вопросов к нашим правителям. Например, он не понимает, почему в России не дают ход таким, как он? Отчего наши горе-чиновники постоянно ищут деньги, и не видят их у себя под ногами? Ведь те же замки — самый, что ни на есть, потребительский товар! Причем Шафиркин просит не инвестиций — дайте лишь цех с льготной арендной платой и 10 секунд для рекламы по телевидению. Все! И он гарантирует, что через год выйдет со своими замками на внутренний и мировой рынки, и страна будет иметь миллионы долларов.

Таких вот Шафиркиных у нас тысячи. К сожалению, практически у всех них одинаковая судьба. Видно, до тех пор, пока не изменится обстановка в стране. ■

ОАО ШПЗ "Децима" 1292 82,г.Москв а, ул.Полярная,31 А Тел.: 477-2480, 477-3003, 477-3024 Факс: 477-3138, 473-6650

Интернет: www.gpz.ru E-mail: decima@aha.ru

П р о и

ОДИН

иве г ■ ь .1

г м

ШАРИК 4,5 мм для пневмооружия

стальной с м •д н ы м л о к р ы т и i м

Шарики изготавливаются из любой марки стали.

Предельное отклонение от номинального диаметра ± 0,025 мм.

Толщина покрытия 3-12 мкм

ТЕХНИКА-МО Л О ДЕЖИ

3 99