Техника - молодёжи 1999-07, страница 46

Техника - молодёжи 1999-07, страница 46

в

м

н н

к

к

Александр ТАРАСОВ

д

к

Блаженны алчущие и жаждущие правды...

Бывают минуты, когда людям приходится выбирать между далекой смертью и близкой. И бывают люди которые выбирают близкую. Об одном из них этот рассказ Прочие не стоят внимания.

...Он крался, прижимаясь к стенам домов До Края было уже недалеко. Он втиснулся в нишу между домами, раскрыл свой чемоданчик и сменил обувь. Теперь он выглядел странно. Даже смешно.

Он пошел дальше, хотя идти было трудно. Он шел нелепо — широко расставляя ноги и осторожно ступая на каблуки. По мере того как он приближался к Краю, становилось тише. Воздух был чище. Меньше попадалось моби-лей. Свет фар уже не слепил постоянно и не заставлял с ужасом замирать, вжимаясь в стену.

Итак, он решился. Он уходил из Города. Он ставил себя вне Города. Он ставил себя вне Общества. Он совершал преступление. Теперь он — изгой, преступник, отщепенец, теперь он — д-к.

Он знал, что это случится рано или поздно Знал даже тогда когда боялся и не хотел признаться себе в этом

Дело в том, что он был потомком Мерна Он знал об этом, и потому еще в детстве считал себя особенным. Так появлялись ростки нонконформизма Когда его сверстники кровянили друг другу носы (потому что они ДОЛЖНЫ были это делать — так в их возрасте поступали и их отцы, и их деды, и их прадеды, и их прапра...), он смотрел грезо-фильмы. Ему повезло: тогда как раз шла волна грезофиль-мов о Мерне. Об отважном космонавте Чарлзе Мейконе Мерне, первооткрывателе Сагоны и Шалуна. А когда его сверстники подросли и принялись на своих детских грезо-визорах смотреть грезофильмы о приключениях, он уже искал Склад. Он узнал о Складе случайно. И искал его искал, забыв о грезофильмах. В его возрасте это было подвигом. Как это ни странно, он нашел Склад. Там были Книги.

Когда-то давно Книги были запрещены. Вернее, их запретили читать. Потому что тогда некоторые еще читали их. И эти некоторые (их звали «чудаками», «сумасшедшими», «яйцеголовыми») представляли опасность для Общества. А Общество не любит, когда ему угрожает опасность.

Когда-то совсем уже давно, когда еще были Правительства, и Войны, и Государства, и Борьба, Книги читали часто. И читали много. И много писали. По тем обрывкам знаний, какими он владел, он понял, что это было странное, очень беспокойное время. Одни люди почему-то угнетали других, а другие этого не хотели. (Что значит «угнетали», он, к сожалению, не понял.) И еще люди зачем-то жаждали Власти. И Денег. (Что такое «Власть» и «Деньги», он тоже не понял.) И всегда почему-то получалось так, что хорошо жили немногие, а плохо — многие. И эти немногие назывались Правительство (или еще — Власти Предержащие), а многие — Народ. И время от времени этот Народ устраивал Борьбу, и тогда он изгонял Правительство. А на его место становилось новое. (Откуда оно появлялось, он не понял.) Но потом оказывалось, что этого мало или что новое Правительство «переродилось» (смысл этого слова был неясен) и стало не лучше старого. И тогда все начиналось сначала. Но потом как-то однажды Власти Предержащие поняли, что если выполнить некоторые требования Народа, то можно спокойно по-прежнему эту загадочную Власть держать. И тогда они накормили всех, одели всех, дали всем кров и работу, пообещали помогать. И еще они стали давать Народу все больше Денег. И еще они выдумали Средства Информации. Эти Средства Информации объясняли Народу, какие вещи ему нужно иметь. И Народ стал набирать все эти вещи. В обмен на Деньги. И еще Средства Информации говорили Народу, как ему нужно себя вести, что говорить, что не говорить, чего желать, чего не желать И еще они создали Общественное Мнение. Постепенно Народ стал целиком полагаться на Общест

венное Мнение и Средства Информации. И стал жить все лучше и лучше. Все сытнее и сытнее Все богаче и богаче. Все спокойнее и спокойнее. Правда, у Народа еще не было Власти, и это, кажется, некоторых смущало. Но их было мало. Правда, Народ обязан был работать, и это тоже некоторых смущало. Но таких тоже было мало. Потому что все уже перестали думать сами — ведь за них думали Средства Информации. Но на всякий случай Средства Информации перестали говорить о Правительстве и Народе как о разном, и оказалось, что Правительство — это часть Народа, слуга Народа. А потом оказалось, что Правительство — это Народ, а Народ — Правительство. И Народ этому поверил... И еще Средства Информации сказали, что работать надо для того, чтобы наступило Глубокое Удовлетворение А Глубокое Удовлетворение — это когда все будут работать очень мало, но все будут сыты, хорошо одеты и будут иметь все, что хотят. И всем будет весело и хорошо. И все поверили и стали работать, чтобы пришло Глубокое Удовлетворение. И Народ забыл, что есть Правительство. И оказалось, что все всё делают без Правительства. И что Правительство не нужно. И Правительство исчезло. Так появилось Общество. И скоро у всех стало много вещей, которые, как им казалось, были им нужны, и они могли менять эти вещи на новые. И все были сыты. И все могли спариваться. И всем стало хорошо. И наступило Глубокое Удовлетворение. Но были еще некоторые чудаки которые говорили о какой-то «совести», или еще «философии», или еще «идеях», или еще «любви», или еще «творчестве» и прочих невероятных вещах. Это потому, что были еще Книги. Тогда запретили читать Книги, и этих чудаков почти не стало

...Но Книги не были уничтожены. Их свезли отовсюду и свалили в огромный подвал — и это и был Склад Книги оказались нужны. По ним делались грезофильмы. Грезо-видение — великое изобретение Общества Подключись к грезовизору — и у тебя прямо в мозгу возникнут картины всяких приключений. Самых невероятных. Когда Книга была написана от первого лица, то в сделанном по ней грезо-фильме героем приключений становился сам зритель. Такие фильмы пользовались наибольшей популярностью...

Итак, он нашел Склад. Там было много Книг. И много пыли. И иногда приходили роботы. Они приносили две-три Книги и брали две-три другие. Для грезофильмов. Одной книги хватало на целую волну грезофильмов.

Он перестал смотреть грезофильмы. Он сам читал Книги. И он многое понял. И многое узнал. Он долго не решался. Он боялся. Но, наконец, терпеть стало невмоготу. И он решился. Он понял, что должен бежать из Города. Это значит: он станет д-к. Это значит: погибнет. Потому что д-к — враги Общества. И еще: д-к погибают без Общества. Потому что они —■ д-к. Что такое «д-к», никто не знал. Но он — знал, из Книг, конечно. «Д-к» значило «дон-кихот», а вот что такое «дон-кихот» — это уже не было известно и ему. Но он полагал, что это что-то хорошее, большое и настоящее. Он очень хотел увидеть что-нибудь настоящее. Он читал в Книгах, что есть настоящие вещи. Пока же кругом было все искусственное. Настоящее, видимо, было там — за Городом...

Он подошел к крайним домам. Подождал, пока проедет робот-наблюдатель. Затем подошел к Полосе. Вот он — Край Города. Вспаханная полоса земли. О ней он уже знал и приготовился. Поэтому и надел на ноги «механического тушканчика». О нем он тоже узнал из Книг. «Механическим тушканчиком» пользовались тогда, когда люди еще часто ходили пешком. Людям случалось переходить улицы. Но уже тогда было много мобилей. Можно было идти до перехода. Но иногда улицу надо было перейти срочно. И тогда включали «тушканчика» и перепрыгивали через поток машин. «Тушканчика» он нашел в Музее. Где находится Музей, он тоже узнал из Книг. И еще он узнал из Книг, что с собой надо взять запасную обувь, питье и еду. И лекарства. И средства защиты. Все это он сложил в чемоданчик. Только на поясе у него висела большая полая посудина с крышкой, доверху налитая Животворной Жидкостью. И в карманах было рассовано штук двадцать Питательных Пилюль. И в одном кармане — флакон Универсального Лекарства...

Он включил «тушканчика» и прыгнул. И перепрыгнул

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 9 9

44