Техника - молодёжи 1999-08, страница 40

Техника - молодёжи 1999-08, страница 40

ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

Александр ШИРОКОРАД

вей, 14 внуков и 25 правнуков. Романовы происходят от младшего, пятого, сына Кобылы, Федора Андреевича, получившего прозвище Кошка — соответственно его сын Иван и внук Захарий звались Кошкиными Кошкины служили при дворе москов-

или

Прихотливы зигзаги судьбы! Разуверившись в изначально задуманном завершении сценария «смутного времени», наши СМИ (а как же демократия?) все чаще говорят о необходимости восстановления в России как Земского собора (сословно-представительско-го учреждения), так и монархии. Уже как будто найден и подходящий претендент на трон — юноша, почти подросток, Георгий, в котором перекрестились династии Романовых и Гоген-цоллернов. Не будем напоминать, что на престол еще недавно могущественной державы с не меньшим основанием заявили права Николай III (Романов-Дальский, к тому же коронованный по православной традиции), Павел II (Шабадин), дети Филатова и т.д. Для нас сейчас важнее другое — то, что ныне как бы повторяются события предыдущего «смутного времени», трехвековой давности. Но вот что странно: за стенаниями о минувших «золотых веках» царизма, о трагической гибели последнего императора Николая II, чье безволие и неспособность управлять страной пытаются оправдать чуть ли не христианским смирением; за многочисленными публикациями на эту тему — не найти серьезных исследований ни о происхождении династии Романовых, ни о знаменитом Земском соборе 1613 г., вознесшем их на российский престол. Попробуем хотя бы отчасти восполнить имеющийся пробел.

Кем были цари до того, как стали царями, и каким способом достигли престола? Вопрос всегда волнующий, кристально ясный для дилетанта, ничего, кроме школьного учебника, по истории не читавшего, и темный для историков. Например, как пришли к власти Романовы? Как будто об этом написаны тысячи страниц. Но некоторые факты и документы — а в ряде случаев и отсутствие оных — заставляют считать, что традиционное наше представление о нашей же истории заведомо искажено.

В России, как известно, существовали лишь две правящие династии: Рюриковичи, а затем Романовы. О первых распространяться не будем — отметим лишь одну немаловажную черту эпохи их правления (важную для дальнейшего изложения): боярство не передавалось по на

следству. У нас в художественных и даже исторических сочинениях встречается такой штамп — «древний боярский род». Но в действительности сын боярина не становился боярином автоматически — он вполне мог закончить свою карьеру в чине стольника или окольничего.

Итак, о происхождении Романовых.

КОБЫЛИНЫ - КОШКИНЫ -ЗАХАРЬИНЫ

Первый известный истории их предок звался Андреем Ивановичем Кобылой. Он удостоился боярского чина и впервые упомянут в летописи 1346 г. в связи со свадьбой московского князя Симеона Гордого. Но вот что знаменательно: нет достоверных сведений о родителях самого Кобылы. Позднее льстецы-генеалоги придумывали ему родословные одну другой роскошнее, однако подтвержденных данных — никаких. А потому можно с большой долей вероятности предположить, что отец Андрея Ивановича был, в лучшем случае, простым дружинником, в худшем же — холопом, оттого и не попал ни в какие исторические документы.

У Андрея Кобылы было пятеро сыно-

ских князей, но всегда на вторых и третьих ролях. Никто из них не одержал славных побед, не потерпел сокрушительных поражений. В начале XV в боярин Федор Кошка и его сын Иван представляли в московской думе, говоря посовременному, ордынское лобби. В письме к московскому князю Василию Дмитриевичу (сыну Дмитрия Донского) хан Эдигей советует ему слушать «хороших» бояр, вроде Кошкиных, и не слушать «плохих».

«Хорошие бояре» Кошкины неуклонно богатели как за счет новых земель, получаемых от московских князей, так и за счет торговли солью. Захарий Иванович Кошкин владел соляными варницами в районе Нерехты и имел с них немалую прибыль. Серьезную конкуренцию составляли лишь галицкие варницы, принадлежавшие князю Юрию Дмитриевичу (тоже сыну Донского). Чтобы избавиться от соперника, хитрый Захарий устроил провокацию — 8 февраля 1433 г. на свадьбе великого князя московского и владимирского Василия II (внука Донского) якобы опознал драгоценный пояс, надетый на Василии Косом, сыне Юрия Галицкого, а ранее принадлежавший Дмитрию Донскому и украденный у него 67 лет назад (см. «ТМ», № 6 за 1996 г.). Таким образом, Захарий стравил Галиц-ких с московскими князьями, сам оставшись в стороне. Любопытно, что в сообщениях об этой междоусобице, затянувшейся аж до 1453 г., нет ни единого упоминания о Кошкиных. Зато последние извлекли из нее немалую выгоду: во-первых, Галицкое княжество разорилось, во-вторых, удалось свалить фаворита Василия II (Темного), боярина Ивана Дмитрия Всеволожского, и, таким обра-

Прижизненные изображения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина нам неизвестны. Их, в отличие от царствующих особ, не увековечили придворные портретисты. И художники новых времен изображали героев народного ополчения согласно своим представлениям и задачам переживаемой эпохи. Символом единения народа и непродажных властей перед лицом врага стал памятник Минину и Пожарскому, созданный И. П. Мартосом в 1804— 1817 гг.